Характерные особенности музыкально-творческой деятельности эстрадного ансамбля

Школьный ансамбль относится к любительским коллективам, поэтому работа с его участниками отличается от работы академических ансамблей в музыкальных школах. Для выявления специфики музыкально-творческой деятельности  учащихся эстрадного школьного ансамбля необходимо выявить общее и отличительное в академическом и эстрадном исполнительстве. 

Общим для всех музыкальных специализаций является уже то, что основу учебно-творческого процесса составляет работа над музыкальным произведением. Далее учащихся музыкальных и общеобразовательных школ объединяют такие элементы творческой деятельности, как проникновение в содержание музыкального произведения, создание своего исполнительского замысла и его осуществление. Процесс работы над произведением имеет комплексный характер – это совершенствование слуха, ритма, музыкальной памяти, чувства исполнительской формы, творческого воображения, технического мастерства и т.д. Этот процесс ученые и практики разделяют на отдельные этапы. 

В академическом исполнительстве процесс работы над произведением выглядит следующим образом: партитура – замысел – воплощение. 

Что же касается школьного эстрадного ансамбля, то там структура музыкально-творческой деятельности принципиально иная: замысел – партитура – воплощение. 

А нередко в практической деятельности встречается и такое явление, когда творческий процесс заканчивается созданием партитуры, поскольку на репетиции, в работе над деталями, конкретизацией образа происходит изменение, иногда и кардинальное, выразительных средств и только на завершающем этапе создается конечный вариант. Часто участники ансамбля сами предлагают изменения своей партии, в сторону упрощения или усложнения. Само произведение может изменяться с ростом профессионализма исполнителей, или для воплощения специальных художественно-творческих замыслов. 

Одной из главных особенностей эстрадного исполнительства, эстрадного музыкального номера является прямое общение со зрительным залом, открытость исполнительства. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается в зал, к зрителям. Он, в отличие от академических исполнителей, тесно связан с аудиторией, вступает с ней в непосредственный контакт, превращая ее в активного партнера. 

Эта черта музыкальной эстрады имеет исторические корни. Еще скоморохи на народных гуляньях, русских ярмарочных представлениях вступали в прямое общение со слушателями, занимали по отношению к публике позицию максимальной доверительности, откровенности, открытости. 

В современных эстрадных концертах, спектаклях, представлениях наблюдаются те же качества, только непосредственное общение со зрителем стало более сложным и многозначным. Эстрадный исполнитель должен быть содержательным и обаятельным собеседником. 

Современные тенденции эстрады предполагают еще большую степень активности зрителя. Исполнители стремятся как можно сильнее эмоционально расшевелить публику. Зрители включаются в действие, бурно реагируют, аплодисментами подчеркивают и усиливают ритмическую основу песни или пьесы. Сейчас в практике концертной деятельности используются различные способы активации зрительного зала: игра света в ритме песни, разучивание несложного ритмического рисунка, который зрители должны будут воспроизвести в определенном месте, хлопая в ладони, совместное пение припева песни, вопросно-ответное пение, скандирование, подтанцовка и т.д. Здесь восприятие и общение превращаются в новое качество – участие. 

Характерной чертой эстрадного исполнительства является синтез выразительных средств – пения и актерского мастерства (театрализация), пения и хореографии. Таким образом, в отличие от исполнителя академического плана, эстрадный должен владеть профессиональными умениями и навыками других видов искусства, быть универсальным. Особенность эстрадного музыкального исполнительства проявляется в драматической завершенности, локальности содержания номера. Каждый номер воздействует на аудиторию одной какой-то темой, одним событием, вызывает одну доминирующую эмоцию. Поэтому важным методическим требованием создания эстрадного музыкального номера является его четкое структурное построение. Необходимо очень точно выстроить форму номера, включающую начало, развитие, кульминацию и завершение. 

Одной из характерных черт эстрадного исполнительства является зрелищность – игра света, смена декораций, элементов костюма, мизансцен и т.д. В отличие от академического искусства, в котором исполнительское мастерство служит для раскрытия содержания музыкального образа произведения, в эстраде зрелищность играет большую роль в создании определенного сценического действия путем использования элементов других видов искусства: театра, хореографии, пантомимы, сценографии, режиссуры. 

 Бруква Е.И.

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий