Учебно-творческий процесс – основа существования музыкального коллектива

Направленность и характер учебно-творческого процесса определяются целью, вытекающими из нее задачами, содержанием и методами обучения и воспитания. Неверное понимание цели и задач очень часто приводит к известным просчетам и ошибкам в методике работы со школьным ансамблем.

Наиболее характерный недостаток – копирование методов работы профессиональных музыкальных коллективов. Некоторые руководители цель своей работы видят только в подготовке учащихся к музыкально-исполнительской деятельности в ансамбле. Достижению этой цели они подчиняют весь педагогический процесс, забывая порой о том, что основная задача дополнительного образования – эстетическое развитие самих учащихся, формирование целого качества личности. 

Конечно, во многих отношениях деятельность школьного ансамбля близка к деятельности в музыкальной школе – в обоих случаях осуществляется подготовка произведения к исполнению. Этот процесс в обоих случаях осуществляется на одних и тех же принципах и протекает в одинаковой последовательности. Различие заключается прежде всего в том, что работа над музыкальным произведением  в учебном процессе подчиняется воспитательным задачам, протекает на другом уровне и охватывает значительно больший период времени. Кроме того, для  музыкальной школы результат деятельности – исполнение – выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе с ансамблем общеобразовательной школы и подготовка, и исполнение важны прежде всего как средство музыкально-творческого развития личности самих учащихся. Таким образом, возникает проблема создания единой программы обучения  и воспитания, определения образовательных и воспитательных возможностей всех видов деятельности ансамбля в системе дополнительного образования. Здесь учебные и воспитательные задачи решаются непосредственно в процессе работы над произведением, а теоретические сведения даются в ходе подготовки репертуара, разучивания конкретных произведений. 

Музыкально-теоретическая подготовка учащихся ансамбля включает изучение основ музыкальной грамоты – элементарную теорию музыки, элементы гармонии, анализа музыкальных произведений. 

Музыкально-эстетическая подготовка подразумевает изучение истории становления и развития джазовой и эстрадной музыки, знакомство с основами эстетики и другими видами искусства. 

Изучение музыкального инструмента занимает центральное место в учебной работе. Здесь происходит формирование, закрепление и совершенствование художественно-исполнительского и технического уровня владения инструментом. 

Самостоятельная творческая работа учащихся является важной частью учебно-творческого процесса. Сюда относится система творческих упражнений, умение импровизировать в соответствии с характером и стилем пьесы, умение самостоятельно подобрать знакомые мелодии. Стремление самостоятельно выразить мысль с помощью музыкальной темы помогает развивать наблюдательность, осмысленное отношение к музыкальному материалу. 

Все основные разделы содержания учебно-творческого процесса находят отражение в плане работы руководителя ансамбля и реализуются через изучение репертуара. 

Репертуар – основа творческого роста ансамбля, средство музыкально-эстетического воспитания его участников. Поэтому руководитель при формировании репертуара должен следовать следующим принципам: 

  • художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных произведений; 
  • доступность для исполнения ансамблем; 
  • педагогическая целесообразность; 
  • тематическое, жанровое и стилевое разнообразие. 

Учебный процесс в ансамбле протекает в различных организационных формах и видах – коллективных и индивидуальных, теоретических и практических, урочных и репетиционных занятиях. Он включает разнообразные виды деятельности педагога и учащихся, направленные на овладение последними определенной суммой знаний, умений и навыков эстрадного исполнительства. 

В каждой форме используются четыре вида занятий – индивидуальные, групповые, коллективные и самостоятельные. 

Коллективная форма организации учебной деятельности способствует установлению доверительных отношений между руководителем и учащимися. Они вместе принимают участие в решении учебных и воспитательных задач, в формировании музыкально-эстетической культуры, познавательных интересов, используют разнообразные методы и приемы активизации процесса обучения. При разучивании произведения руководитель, ставя перед коллективом определенные вопросы (проблемные, наводящие), комментируя и оценивая ответы, должен стремиться к участию в обсуждении каждого ученика, сообразуясь с его индивидуальными возможностями. 

Индивидуальная  учебная работа отличается большей степенью самостоятельности, максимальным соответствием уровню подготовки, развития способностей и творческих возможностей каждого участника. Она наиболее эффективна при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование музыкально-исполнительских навыков, более глубокое освоение партии. 

Индивидуальные занятия позволяют регулировать скорость продвижения учащегося в музыкально- творческом развитии сообразно его подготовке и возможностям. Успех определяется правильным подбором дифференцированного материала, систематическим контролем за их выполнением, оказанием своевременной помощи руководителем коллектива. При умелой организации индивидуальных занятий на репетиции у ребят формируются навыки и потребности в самообразовании. 

При групповых занятиях ансамбль делится на исполнительские группы: солирующую и аккомпанирующую. Групповые занятия приучают музыкантов к совместному исполнительству, а общение является важным условием формирования исполнительской культуры, более эффективной ансамблевой подготовки. 

Соотношение различных видов организации учебно-воспитательного процесса на репетиции, выбор оптимальных вариантов этого сочетания определяются руководителем с учетом сложности репертуара, содержания изучаемого материала, методов обучения, специфики коллектива и индивидуальных качеств каждого участника в отдельности. 

Для достижения успешной работы руководителя и учащихся ансамбля применяется система методов музыкального обучения, при помощи которых ребята, в соответствии с поставленной задачей, овладевают основами музыкально-исполнительского искусства, формируют свое мировоззрение и развивают способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний, умений и навыков в сфере художественного творчества. 

К настоящему времени сложилась и получила широкое распространение система методов музыкального обучения, включающая объяснение, рассказ, беседу, показ и моторный метод, но в живом процессе они тесно связаны между собой. В зависимости от целей занятия используется то один, то другой метод. 

Объяснение. Этот метод широко используется в учебном процессе. Основная его функция – инструктирование, а цель – раскрытие новых понятий, тех или иных закономерностей исполнительского искусства, разъяснение характера предстоящих действий, предупреждение наиболее вероятных ошибок. 

Данный метод применяется как на теоретических, так и на практических занятиях. Как правило, пояснение дается по ходу занятия, когда педагог корректирует деятельность учащихся. Из всех методов обучения объяснение теснее других связано с показом и упражнениями. Главное его достоинство – сжатость, деловая речь, четкость и ясность. 

Рассказ при работе с эстрадным ансамблем используется на теоретических и практических занятиях, особенно при изучении истории эстрадной и джазовой музыки. 

Этот метод представляет собой последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме. Для рассказа характерно использование образного, убеждающего, яркого материала, что делает его популярным и ценным методом. Особая ценность заключается в том, что он содержит личный опыт рассказчика, его суждения, переживания, субъективное видение того или иного произведения. В зависимости от темы в него включаются чтение отрывков из художественной литературы, документов, прослушивание музыкальных пьес, демонстрация наглядных пособий. 

Беседа применяется на занятиях для углубления, закрепления и проверки знаний, систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также для приобретения новых знаний. Во-первых, беседа – всегда диалог между руководителем и учениками, позволяющий широко ставить познавательные проблемы, благодаря чему поддерживается постоянный интерес у изучаемому материалу. Во-вторых, во время беседы возникает прямая и обратная связь, что создает возможность гармонично сочетать процесс усвоения новых знаний с параллельной проверкой качества их усвоения. В-третьих, беседа – важное средство взаимообогащения учащихся ансамбля в процессе решения ими тех или иных проблем. 

Показ занимает исключительное место в музыкальном обучении. Его не могут заменить никакие самые совершенные пособия. Только педагог может подметить ошибку, дать совет и подсказать упражнение для ликвидации замеченных недостатков. Особенно велика его роль при отработке двигательных навыков. 

Конечно, показ не должен быть использован в целях «натаскивания», важно продемонстрировать ученику результат, которого он должен добиваться. В процессе обучения применяется и так называемый отрицательный показ, цель которого оттолкнуть от демонстрируемого (беззлобная карикатура на исполнения воспитанника). 

В группу практических методов входят разнообразные упражнения, помогающие закрепить знания, приобретать и совершенствовать умения и навыки. В музыкальном обучении можно выделить три группы упражнений: 

  1. Теоретические (усные и письменные). Применяются на занятиях по музыкальной грамоте и теоретических занятиях. 
  1. Тренажерные. Тщательная отработка отдельных элементов того или иного практического действия (гаммы, арпеджио, аккорды…) 
  1. Репетиционные. Разучивание и исполнение произведения в определенном порядке, то есть  отработка его по отдельным частям. 

В реальном процессе обучения описанные выше методы применяются в различных сочетаниях. Выбор их определяется многообразием решаемых учебных задач. На каждом занятии в зависимости от цели и содержания используются те или иные методы, причем одним из них отводится большая роль, другим меньшая. Но цель занятия достигается применением не только одного ведущего метода, а всей совокупности используемых методов и приемов обучения. 

Таким образом, в основе систематизации методов музыкального обучения учащихся школьного ансамбля лежит музыкально-познавательная деятельность – способы, с помощью которых они приобретают знания, умения и навыки, постигают законы музыкального развития, проникают в сущность явлений музыкально-исполнительского развития, проникают в сущность явлений музыкально-исполнительского искусства. Именно в этом процессе воспитанники овладевают творческим методом исполнительского искусства, музыкально-художественного познания. 

 

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий