Современный подход к внеурочной деятельности детей

Современная психологическая теория, рассматривая самоценность каждого возрастного периода, кризисные явления, сопровождающие переход от одного этапа развития к другому и психологические особенности каждого детского периода в их динамике, требует создания таких условий, чтобы ребенок полноценно проживал свой возрастной период – свое детство. Роль музыки, вообще искусства в этом процессе огромна, общеизвестна и не подвергается сомнению.

Потому и все значимые методические пособия, программы по музыке и другим видам искусства начинаются, как правило, с утверждения исключительной важности уже в среду, в которой он бы жил и развивался, постигая окружающий мир одинаково естественно и через слово воспитателя и других взрослых, и через разнообразие художественных средств познания мира. Иными словами: важно создать каждому ребенку как можно раньше определенное художественное бытие. 

Его создание, конечно, надо начинать с воспитания у детей любви к музыке. И здесь, в педагогических целях, учителя обычно опираются на такие высказывания выдающихся музыкантов, как «прекрасное пробуждает доброе», «музыка выпрямляет душу человека», « музыка приносит подпору и утешение» и пр. Не будет преувеличением сказать: все давно привыкли к тому, что как только речь заходит о музыкальных гениях (например, о В.А.Моцарте, П.И.Чайковском, С.С.Прокофьеве, С.В.Рахманинове и пр.), то первое, о чем говорит учитель с детьми, это о том, что они с детства любили музыку. Действительно так и было. Например, великий И.С.Бах активно участвовал в овладении его детьми музыкой от «интонации крика» до первых шагов музицирования – не удивительно, что они выросли в замечательных музыкантов. В.А.Моцарт, также под руководством отца, с детских лет в полном смысле слова «купался в музыке». Безусловно, такие факты находят некоторый отклик в душах детей, но, к сожалению, этим все и ограничивается: факты остаются только прекрасными фактами, а жизнь детей – их жизнью, где искусство приходит к ним только в виде специальных занятий… 

Происходит такое потому, что при введении детей в музыкальное искусство упускается то, что музыка входила в жизнь великих музыкантов без искусственного абстрагирования в какой-то отдельный предмет, она входила естественно, очень рано, обязательно через взрослое окружение и закладывала то, что потом становилось стержнем личности. Конечно, примеры из жизни известных деятелей искусства – это идеал вхождения в искусство, и в широкой практике школы повторить такое очень трудно. К тому же массовое музыкальное образование не занимается воспитанием музыкантов, речь идет об общем развитии личности. Но в связи с этим можно назвать немало имен выдающихся деятелей культуры, ученых – А.Эйнштейн, Л.Н.Толстой, хирург С.С.Юдин и др., — в жизни которых музыка выполняла роль ключа, открывающего мир, объединяла видимое и слышимое, расширяла границы интеллекта и чувства. 

В этом нет никакого откровения: уже древние хорошо знали уникальное свойство музыки воспитывать способность к слышанию. Не в физиологическом, конечно, смысле, а прежде всего воспитывать «искусство слышать», — слышать «музыкальную партитуру» мира во всем многообразии звучащих красок и различать в ней собственный голос. Наши предки достаточно ясно чувствовали и представляли себе всеобщность жизни и искусства: все имеет ритм, интонацию, характер, настроение, разные краски – все длится, звучит, имеет форму, находится в движении, изменяется, рождается и исчезает, переходит одно в другое. 

Благодаря этой всеобщности, познавая закономерности и природу музыкального искусства, ребенок познает и закономерности окружающего мира. Потому еще во времена расцвета эллинской философии и культуры музыка в «гимнасиях» считалась обязательным предметом, без нее древние просто не представляли себе воспитание человека-гражданина. Ведь только музыка, разворачивая во времени процессуальность жизни, способна обеспечить познание и оценку явлений окружающего мира в концентрированных чувственно воспринимаемых образах. Через «интонационный словарь эпохи», по словам Б.В.Асафьева, ребенок приобщается к своему времени, чувствует сопричастность настоящему, прошлому и будущему, по выражению Л.С.Выготского, «социализирует» свои чувства и мысли. 

Понятно, что ребенок не производитель продуктов материальной культуры, ему в первую очередь доступно и необходимо духовное творчество, которое реализуется в процессе ценностного отношения к миру. Здесь без искусства, без художественной деятельности не обойтись, причем не только в виде обязательных занятий и уроков, а в широком смысле – вся жизнедеятельность ребенка в школе должна протекать в органическом единстве с его деятельностью в искусстве. 

Сегодня существует разветвленная система дополнительного художественного образования. Это – профилированные (по видам искусства) специальные классы, хоровые, музыкальные студии и кружки при школах и другие формы. К сожалению, преподавание предметов эстетического цикла в таких образовательных учреждениях ведется, как правило, по канонам начального специального образования, по примеру детских музыкальных школ и школ искусств. Нередко дополнительное музыкальное образование вторгается в сферу общего музыкального образования, вытесняя уроки музыки из учебных планов таких школ. Но дополнительное образование потому и называется дополнительным, что оно призвано дополнять общее музыкальное образование, но не заменять его. И здесь важно: во имя чего осуществляется дополнительное музыкальное образование детей? Обеспечивают ли такие «специализированные» школы и классы настоящее духовное развитие детей. Ведь не случайно Д.Б.Кабалевский говорил, что музыкальные школы должны оценивать свою работу не по тому, сколько учеников поступили в профессиональные учебные заведения, а по тому, сколько детей не «бросили» музыкальную школу, а значит, и саму музыку.  

Музыка, искусство в целом – основная сфера жизнедеятельности ребенка в начальной школе  — вот идеал, выражающий отношения ребенка и музыки. Здесь музыкальное искусство становится для него как бы продолжением его жизненного смысла. Искусство как жизнетворчество ребенка. 

Эти идеи находят свое развитие в широком развертывании программы внеурочной и внеклассной деятельности, создание которой должно основываться на учете конкретных условий окружающей социокультурной среды, особенностей региона, типа школы и т.д. В современной практике появляется тенденция создания широкого музыкально-эстетического пространства, охватывающего школу, семью, микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы бытования музыки, развиваются старые и складываются новые традиции музыкального общения. 

Новый подход призван разрешить противоречия, накопившиеся в проведении внеклассной музыкальной работы, которая в исторически сложившейся традиционной «воспитательной системе», к сожалению, сводилась и сводится к подготовке очередных мероприятий и протекает от праздника к празднику, от конкурса к конкурсу и т.д. Результат же такой воспитательной работы выступает как показ, отчет (часто довольно низкого качества), не приносящий удовлетворения ни детям, ни педагогам, ни родителям. Установка на быстрый результат и связанная с этим репетиционная работа в форсированном режиме (обычно с ограниченным количеством «отобранных» детей) подменяет суть внеклассных занятий музыкой, где ведущим фактором духовного развития человека должен быть не результат, а процесс общения с искусством. 

Программа внеурочной и внеклассной музыкальной деятельности должна предполагать свободный выбор ребенком деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями. «Творческие коллективы не должны создаваться «сверху», как это, к сожалению, бывает в современной практике, когда способных детей собирают в хор в принудительном порядке, а детей, желающих петь, но не имеющих развитых вокальных данных, в хор не принимают.» Творческие коллективы должны взращивать как свободные заинтересованные творческие объединения детей (и взрослых), увлеченных какой – либо формой музицирования и желающих реализовать свои способности и потребности в коллективе людей одаренных и предрасположенных к данному виду творчества. Само обучение музыке в школе должно рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов – хоров, ансамблей, музыкального театра и др., в том числе и возникновения межсемейных объединений, где общение протекает как многоуровневое межличностное общение, следует считать приоритетным направлением, ибо такие коллективы соответствуют естественному музыкальному общению взрослых и детей. Широкое музыкально – эстетическое пространство – это та среда, где музыка не на словах, а на деле реально проникает в жизнь, не просто сопровождая ее, а становясь необходимым и естественным продолжением человеческого «Я».  

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий