Развитие художественного мышления подростков в вокально-инструментальном ансамбле

Прослушивание, обсуждение какого-то вида современной музыки занимает значительную часть времени общения подростков, является частью их жизни. Поэтому представления об этой музыке являются для каждого личностно значимыми. Однако, каждая группа подростков вследствие своего уровня развития и юношеского максимализма, как правило, выбирает себе в кумиры музыку одного-двух направлений.

Одни «балдеют» от декламации пошлых изречений на фоне однообразного компьютерного ритма; другие «отключаются» от физиологического воздействия металла; полупреступному миру третьих созвучна «воровская» тематика; а кто-то приходит в восторг от неожиданных импровизаций Чарли Паркера. Вполне очевидно, что эта часть жизни подростков оказывает существенное влияние на становление и развитие их внутреннего мира. Поэтому руководитель ансамбля, будучи не только педагогом, но и воспитателем должен знать эту часть жизни учеников. Кумирами ребят зачастую становятся те низкопробные образцы коммерческой музыки, которые лежат на поверхности. И если им «раскрыть глаза», познакомить с разными направлениями современной музыки и их истоками (ни в коем случае не принижая ту музыку, которую любят ученики), вызвать в душе школьников сопереживание высоким образцам современного искусства, то в душе кого-то обязательно найдется отклик, изменятся вкусы и пристрастия, появится новый взгляд на прежних кумиров, и эта часть жизни ребят может измениться, существенно влияя, в свою очередь, на их самоопределение и самовоспитание. 

На занятиях необходимо рассматривать только лучшие образцы джаза, рок- и поп- музыки, отделив от них нижний пласт (штампы, шаблоны, однообразно-компьютерное сопровождение, открывание рта под фонограмму в низкопробной коммерческой музыке). Учитывая данное ограничение, джаз, поп- и рок-музыку можно объединить термином «импровизационная музыка». Это название дается для того, чтобы выделить: а) то, что все эти виды происходят от импровизационного джаза – рок- и поп-музыка обязаны своим рождением «sweet», или коммерческому джазу; б) роль исполнителя, его интерпретации, импровизации. Действительно, во всех этих видах исполнитель имеет значительно большую свободу по сравнению с академической музыкой: он может не только изменять тембровую окраску, темп, акценты, но и ритмический рисунок, стиль произведения, состав инструментального сопровождения и их партий, варьировать основную мелодию вплоть до неузнаваемости – т.е. импровизировать; в) уровень и качество импровизаций как критерий художественной и музыкальной ценности этих видов.  

Основная форма коллективных занятий в учебной работе школьного ансамбля – исполнительство в ансамбле (общие репетиции). 

Процесс репетиционной работы слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главная из них – музыкально-эстетическое и творческое развитие начинающих музыкантов в процессе работы над произведением. Здесь особенно следует подчеркнуть воспитательный акцент, поскольку именно в любительском школьном ансамбле нередко встречаются негативные моменты, обусловленные педагогическими просчетами в методике проведения занятий. Нельзя слепо копировать приемы работы с оркестрами музыкальных школ, где внимание уделяется только исполнительскому мастерству. 

Работа над новым произведением начинается с ознакомления участников ансамбля с музыкальным материалом в исполнении руководителя или механической записи. Рассказывается об авторе, характере и содержании пьесы, обращается внимание на стиль, исполнительские трудности, разбирается гармония. 

При распределении партий в ансамбле необходимо учитывать интересы и способности детей. Действовать по принципу «от простого – к сложному», давая сначала легкие аранжировки, для того чтобы дети почувствовали игру в ансамбле, приучились слушать друг друга, а потом постепенно усложнять это же произведение, путем добавления различных «украшений» в каждую партию. 

Затем на индивидуальных занятиях начинается изучение каждым музыкантом своей партии. Как правило, это проводится в медленном темпе, чтобы можно было отметить сложные в исполнительском отношении места и детально проработать их, постепенно устраняя недостатки. Важно научить ребят самостоятельно работать над нотным текстом, для этого на уроках тщательно прорабатываются и намечаются задания для домашней подготовки, и систематически проверяются. Не лишним будет завести каждому ребенку тетрадь для записи домашней работы. Это позволит и ребенку, и педагогу проследить за качеством обучения и роста исполнительского мастерства. Необходимо привлекать детей самостоятельно «усложнять» свою партию, уметь импровизировать, придумывать вступление, окончание. 

Следующим этапом репетиционной работы является освоение произведения по группам. Здесь решаются задачи исполнительского ансамбля в партиях группах, решение вопросов ритма, динамики, согласованности, совершенствования необходимых исполнительских качеств и приемов выразительности и т.д. 

После того как задачи в группах будут выполнены, можно объединять их в единый исполнительский ансамбль. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей,  стремиться не заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз. На общих репетициях ансамбля решаются следующие исполнительские задачи: окончательно устанавливается темп, динамические оттенки, фразировка, штрихи, звуковое равновесие групп, отшлифовывается чистота интонирования. Главное внимание сосредотачивается на художественных элементах произведения, придавая ему целостную форму. 

Школьный ансамбль может сопровождать различные виды творчества: пение, танец, театральная игра. И здесь не обойтись без навыков актерского мастерства. 

Для того, чтобы  выступление ансамбля было бы не просто «фонограммой на сцене», когда  на исполнителей не интересно смотреть, а также, для того, чтобы раскрепостить ребят целесообразно раз в неделю проводить уроки актерского мастерства. Сходство музыкального и театрального искусства заключается в том, что в этих видах художественного творчества необходим посредник между автором и зрителем – исполнитель (актер или музыкант). Поэтому, учитывая своеобразие эстрадной музыкально-творческой деятельности как синтеза различных видов искусства, появляется необходимость сценического перевоплощения исполнителя, освоения приемов актерского мастерства. Было бы  конечно хорошо, если бы эти занятия проводил профессионально подготовленный педагог.   

На занятиях по актерскому мастерству в театрализованных играх-представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературно-музыкальные произведения.                                                     

Ниже приведена примерная структура занятия: 

  • Ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом. 
  • Упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием инструментов) 
  • Упражнения на мимику и жесты (особенно важны для ансамбля, так как играя на инструменте дети только с помощью мимики могут передать настроение музыкального произведения) 
  • Этюды на развитие воображения, фантазии, творчества (желательно, чтобы дети делали этюды под музыку) 
  • Поэтапное разучивание представления (отдельные сценки, диалоги, движения и т.д.) 
  • По ходу занятия углубляются знания детей о различных видах театра . 

Задача педагога состоит в формировании восприятия ребят музыкального искусства через сознание его драматургии,  умению передавать в жестах, движениях, манерах эпоху  создания музыки, её стиль, упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом. Для того, чтобы участники умели свободно общаться с залом и зрителями, необходимо на занятиях развивать артикуляционный аппарат чтением скороговорок, чистоговорок, стихотворных текстов, развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в чётком, правильном произношении звуков во фразовой речи,  вырабатывать умение пользоваться разным темпом, работать над интонационной выразительностью речи. Необходимо научить ребят двигаться на сцене, уметь использовать все ее пространство. 

Получив навыки актерского мастерства можно переходить следующему этапу – созданию небольших музыкально-театрализованных представлений: это могут быть инсценировки песен, музыкальные сказки. Очень интересны в это плане  литературно-музыкальные композиции, где вместо объявления номера звучит небольшое стихотворение, созвучное музыкальному произведению, и настраивающее зал на определенное восприятие. И как итог – мюзиклы, где сами музыканты являются и исполнителями на инструментах и актерами. 

 

Концертное выступление – конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении музыкальных произведений перед публикой. Концертное выступление школьного эстрадного ансамбля связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива. 

Концертная деятельность – это один из важнейших аспектов работы  с ансамблем, имеющий огромное значение для творческого роста его участников и всего музыкального коллектива в целом. Она также является важным средством пропаганды самодеятельного музыкального искусства. 

Руководителю школьного ансамбля необходимо всегда помнить о том, что для учащихся концертные выступления всегда являются большим стимулом в их творческой деятельности. Имея дома аудио- и видео музыкальную продукцию, все участники ансамбля тем не менее надеются сами хорошо выступить на концерте или музыкальном фестивале. 

Таким образом, творческая деятельность школьного эстрадного ансамбля не может быть ограничена одним репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется. 

При составлении программы концерта необходимо учитывать следующие моменты: 

  1. Вид концерта. Например:  программа тематического концерта «Музыка тридцатых годов» должна включать в себя музыкальные произведения ретро-стиля. 
  1. Художественная значимость исполняемых произведений и творческие возможности коллектива. Например: выступление ансамбля можно построить по принципу «от простого к сложному», с учетом разной степени подготовки участников, либо по возрастному принципу (младший, средний, старший состав).  
  1. Качество оркестровок и аранжировок.  Руководителю рекомендуется подбирать репертуар прежде всего из произведений, написанных профессиональными композиторами и аранжировщиками, или же сделать свою обработку с учетом уровня и состава исполнителей. 
  1. Воспитательное и эмоциональное воздействие на слушателей.  Если в программе концерта есть популярные песни или известные инструментальные произведения, которые публика знает, то выступление ансамбля, как правило, встречается с большим эмоциональным подъемом.  

Один из самых ответственных и сложных моментов в организации театрализованного концерта – составление программы. Нередко руководители ограничиваются лишь установлением порядка имеющихся номеров, вместо того чтобы выстроить концерт, придать ему динамичную, законченную форму. 

Работа над созданием концертной программы начинается с формирования замысла, заключающегося в определении темы концерта, представления и ее художественно-образного решения. Следующий этап – изучение музыкального и литературного материала, отбор и анализ номеров, на основе которых формируется идея и художественный образ концерта, определяются пути их воплощения, принцип решения. Третий этап – разработка драматургии концертной программы (сценарный план). 

Один из важных принципов составления эстрадной программы – от серьезного к развлекательному, ставя в конец самые популярные номера. Концерт должен идти по нарастающей так, чтобы восприятие зрителей поддерживалось усиливающейся «ударностью» номеров. Самое же завершение концерта обязательно требует наиболее эффектной и впечатляющей точки. 

В настоящее время  возрождение самодеятельного творчества, которое наблюдается во всех направлениях искусства: это и театральные кружки, бальные и эстрадные танцы, музыкальные ансамбли, цирковые студии и т.д., — дают надежду, что возрождение России, как центра культуры, — это не заоблачные мечты, а существующая реальность. И я верю, что благодаря правильной организации культурно-досуговой деятельности подрастающее поколение сможет поднять Россию до высот одного из самых высокоразвитых  государств. 

 Бруква Е.И. 

 

 

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий