Практические  рекомендации  по созданию ВИА в школе

Отбор детей в ансамбль проводится в форме беседы, игровых ситуаций, не допуская возникновения у ребенка волнения и страха. Желательно, чтобы родители не присутствовали на отборе, так как некоторые дети могут вести себя скованно, боясь ошибиться и расстроить родителей. Проверку данных лучше всего проводить в форме непринужденной беседы, с тем чтобы снять излишнее волнение. В ходе беседы можно получить необходимые данные об общем развитии будущего участника, его музыкальных интересах, кругозоре, причинах прихода именно в этот коллектив, знании современной музыки, отдельных исполнителей отечественных и зарубежных групп. Можно расспросить о любимых исполнителях. Это поможет выявить музыкально-эстетический уровень поступающего. 

Руководитель ансамбля должен выявить уровень музыкальных способностей учащихся: 

  • чувство ритма 
  • интонационный слух (у желающих петь) 
  • музыкальную память 
  • координацию движения рук и ног     (у желающих играть на ударных  инструментах) 
  • актерские качества. 

Главным критерием отбора в ансамбль должно быть наличие ритма у ребенка, так как музыкальный слух еще не является показателем того, что ребенок сможет играть вместе со всеми, более того исходя из опыта работы можно с уверенностью сказать что при регулярных занятиях музыкой, музыкальный слух и чистое интонирование вполне можно развить, сложнее обстоит дело с ритмом. 

Чувство ритма можно проверить, прохлопав в ладони сначала сравнительно несложный ритмический рисунок и попросить ребенка повторить его. Затем рисунок постепенно усложняется с добавлением притопывания ногами , это особенно важно для проверки ритма и координации рук и ног у желающих обучаться на барабанах. Далее включается любая эстрадная мелодия, а ребенку предлагается в течении определенного времени прохлопывать несложный , повторяющийся ритмический рисунок, таким образом выявляется чувство ритма во временном отношении. Если ребенок не может повторить ритмический рисунок, или одновременно с педагогом прохлопать предложенный ритм в течение определенного времени, это значит, что он не сможет  принимать участие в таком виде коллективного творчества, как ансамбль. 

 Можно также применять оригинальную проверку чувства ритма на фортепиано при условии, если педагог владеет навыками импровизационной игры. Это лучше всего проводить в форме сказки. Ребенку предлагается построить вместе с учителем дом, попутно объясняется, что самое главное в нем – это «фундамент», от него зависит, простоит ли дом долго-долго или упадет. Учитель предлагает ученику быть тем самым «фундаментом», показываются две клавиши (соль и фа большой октавы) которые он должен играть парами по очереди (G-G-F-F) очень ровно не ускоряя и не замедляя, а учитель одновременно с ребенком играет гармонию G и F, рассказывая  что он «строит стены», постепенно игра преподавателя усложняется путем импровизации, смещения ритма и т.д. («нарисуем окна, крышу, трубу», «из трубы пошел дымок» и т.д.). Если ребенок не сбился, а уверенно продолжает играть в заданном темпе, — это свидетельствует о хорошем чувстве ритма. 

Для проверки интонационного слуха следует предложить ученику пропеть одну-две знакомые мелодии: правильное, без фальши пение будет характеризовать наличие музыкального слуха. Однако неточное воспроизведение мотива не всегда означает отсутствие слуха, так как мелодия могла быть неверно заучена или поступающий в силу волнения и отсутствия навыков владения голосом мог спеть фальшиво. Поэтому надо предложить спеть отдельные звуки или звуковых последовательности, проиграть их на инструменте или показать с голоса. Петь лучше на какой-нибудь слог, это поможет более четко артикулировать каждый звук и установить наличие музыкального слуха. 

Музыкальная память проверяется так же, как и музыкальный слух, только сыграть надо неизвестные поступающему фразы (один-два такта) и попросить пропеть их. 

Учитывая специфику жанра, в частности зрелищность, руководитель также выясняет у поступающего актерские качества, как то умение красиво двигаться, танцевать и т.д. – с целью определения потенциальной возможности сценической, пластической выразительности. 

           Игре в ансамбле предшествует большая, кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем.                              

Занятия по инструментам являются важнейшей основой совершенствования и творческого роста учащихся не только на начальном этапе становления коллектива, но и в последующее время, когда будут достигнуты определенные художественные результаты. Недооценка данной формы учебно-воспитательной работы на всех стадиях развития коллектива нередко отрицательно сказывается на его художественно-профессиональном уровне. 

Правильная организация индивидуальных занятий является важным педагогическим условием, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса в ансамбле. Иногда целесообразно закреплять более подготовленных учеников к новичку. Они могут оказать помощь в овладении элементарных навыков игры на выбранном инструменте.  На начальном этапе на индивидуальных занятиях происходит знакомство с инструментом, на котором предстоит обучаться. Руководитель должен объяснить роль этого инструмента в ансамбле, показать устройство, правила обращения. 

На начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не владеют нотной грамотой можно использовать цифровую систему обучения. Это поможет ребятам в короткие сроки овладеть приемами гармонизации, понять основные законы гармонии, понять логику построения музыкального произведения и получить первые навыки импровизации.  

Чтобы понять суть цифровой системы обучения, целесообразно показать ее практическое применение на примере освоения такого сложного инструмента, как фортепиано (или синтезатор, что чаще встречается в школьном ансамбле). 

На первом уроке ребенку дается понятие гармонии в виде сказки. Сначала педагог выясняет, что такое «красота» в музыкальном понятии сыграв ребенку два примера звукоизвлечения. В первом он нажимает одновременно все клавиши подряд, создавая эффект диссонанса и спрашивает ученика, красиво ли это звучит, получив отрицательный ответ, педагог играет любое трезвучие, и опять задает ребенку вопрос об его ощущениях. Естественно детям всегда нравится звучание аккорда в противовес негативному отношению к какофонии звуков. И тогда задается вопрос, почему «это — красиво?» (исполняется аккорд), а «это — нет?» (нажатые подряд клавиши). Так как ученик не может четко ответить на этот вопрос, ему предлагается послушать сказку о семи братьях (ребята и даже подростки с удовольствием включаются в этот рассказ), сопровождаемую показом на клавиатуре.  

«В одном музыкальном государстве, под названием Гармония жили-были семь братьев: Первый, Второй и т.д. (играется гамма до-мажор), и решил каждый из них построить дом. Стал работать Первый (звучит нота до), и тут же ему на помощь прибежали все его братья (нажимаются все клавиши подряд одновременно). Получился у него красивый дом? (Обычно ребенок отвечает отрицательно)». — И так продолжается показ на следующих нотах, не называя их, а лишь применяя цифры 1…7. – «Задумались братья, что же делать? И тогда главный из них – Первый, предложил издать закон, который гласил бы, что – «Если один строит дом, то на помощь ему приходят только те братья, которые расположены через одного» (т.е. через одну ступень)». — Педагог предлагает послушать, получится ли красивый дом у Первого братца. Играются I-III-V ступени одновременно (до-мажорное трезвучие). Получив утвердительный ответ учащегося, «строятся дома» на всех ступенях до-мажорной гаммы, обращая внимание на необычное звучание VII ступени (уменьшенный аккорд), попутно объясняя, что это — «Иванушка-дурачок» который впоследствии превратится в прекрасного принца. Таким образом выводится Первый закон Гармонии: «Все, что построено через одну ступень, является гармонией, т.е. «красотой»». Далее ученику самому предлагается построить гармонию на разных ступенях. После этого, уже на первом занятии можно дать задание исполнить простейшую гармонию в размере 4/4. Для начинающего достаточно сказать, что он просто должен 4 раза повторить данный аккорд. Так выглядит запись гармонии для начинающих обучаться игре нм клавишных инструментах. 

                            

                               Вниз по реке. 

 

  4/4      I      |    II    |    V    |    I    |    I    |   II    |    V    |    I    ||  

 

                                Меккинож. 

 

  4/4        I     |    II    |    V    |    I    |    VI    |    II    |    V    |    I    || 

 

Данная система записи на начальном этапе не привязывает учащегося к знанию нот, поэтому  владение инструментом развивается гораздо быстрее, ведь на каждом уроке можно Первой ступенью назначить любую ноту, и уже от нее «высчитывать» следующие (предпосылки к понятию транспозиции). Постепенно, по мере изучения нотной записи на уроках по музыкальной грамоте, эта запись заменяется на обычное, привычное для эстрадных ансамблей буквенное обозначение. 

   Обязательным условием роста ансамбля является обучение участников элементарным основам музыкальной грамоты. Она  отличается от сольфеджио в музыкальных школах хотя бы тем, что необходимость изучения той или иной темы тесно взаимосвязана с практической деятельностью ансамбля. Искусственный отрыв музыкально-теоретической подготовки от творческой практики грозит превратить занятия в сухое зазубривание известных теоретических положений. Поэтому очень важно, чтобы теория все время подтверждалась практикой, например при сольфеджировании целесообразно брать в виде номеров те мелодии, которые в данный момент исполняются в ансамбле. Для изучения музыкальной грамоты необходимо выделить занятие раз в неделю. 

Для младших школьников целесообразно проводить уроки в более игровой форме, все время меняя деятельность. На уроках необходимо иметь дидактический наглядный материал, это карточки с нотным станом и «подвижными» нотами (в виде пуговиц). Для развития звуковысотного слуха можно использовать звуковую «лесенку» или болгарскую столбицу. Используя их можно предлагать ребятам различные игры, например «Угадайку», в которой они про себя должны воспроизвести мелодию, следя за указкой педагога, и постараться узнать знакомую мелодию. 

Все виды работ необходимо строить на действии: пой песню и вышагивай ритм мелодии; прохлопай метрические доли; сочини песню; покажи мелодию песни по «лесенке»; выложи подвижными пуговицами прослушанную музыкальную фразу; дирижируй оркестром; отмечай окончание фраз стуком или хлопком; придумай ритмический рисунок, слова по ритму; играй сопровождение к песне и т.д. Для формирования ладового слуха лучше всего использовать систему относительной сольмизации. В ее основе лежит последовательное освоение лада через характерные ладовые интонации, пение мелодий с условным названием ступенея, которым соответствуют ручные обозначения, но в отличие от принятой системы сольмизации с названием ступеней ЗО, ЛЕ, ВИ и т.д., целесообразно заменить их  на более понятные детям цифры, которыми и пропеваются  все примеры. Однако эта система хороша лишь на начальном, донотном этапе развития учащихся, поэтому необходимо раннее смыкание относительной сольмизации с абсолютной, что очень важно при параллельном обучении игре на  инструменте. 

Широко надо использовать и транспонирование. Начальный этап проводится как игра с помощью передвижения пуговиц-нот на нотном стане: «Передвинь первую ноту песенки на другую линейку, найди место для другой ноты. Спой мелодию, называя ноты». В дальнейшем транспонирование сопровождает работу с диктантами. 

В начале проводятся ритмические диктанты, которые записываются над нотным станом в виде «палочек» и «воротец» с головками. Другой стороной ритмического диктанта является узнавание знакомой песни по ритмическому рисунку. 

Неотъемлемой частью каждого урока является импровизация. Это придумывание слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший, которое становится постоянным заданием. 

Для ритмических диктантов дети читают строки из любимых стихов.  

Наряду с изучением музыкальной грамоты целесообразно (особенно с ребятами средней и старшей школы) ввести беседы о музыкальных стилях и направлениях. 

Сочинение и  импровизация позволяют следить за развитием ученика, выявляют степень его музыкальности, служат росту творческих возможностей ребенка. 

 Бруква Е.И. 

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий