Человек-оркестр

Актуальность предлагаемого курса обусловлена большим распространением клавишных синтезаторов в музыкальном быту и отсутствием возможностей у большинства детей получить надлежащую подготовку в музицировании на этих инструментах. Пребывание в детском лагере отдыха предоставляет им прекрасную возможность для того, чтобы восполнить этот пробел. 

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ 

Научный руководитель проекта — Л. В. Школяр, 

 академик РАО, доктор педагогических наук, профессор 

ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР       
(музицирование на клавишном синтезаторе) 

(возраст детей — 12—16 лет) 

Красильников И. М. 

 

Пояснительная записка 

      Актуальность предлагаемого курса обусловлена большим распространением клавишных синтезаторов в музыкальном быту и отсутствием возможностей у большинства детей получить надлежащую подготовку в музицировании на этих инструментах. Пребывание в детском лагере отдыха предоставляет им прекрасную возможность для того, чтобы восполнить этот пробел. 

Задачи курса — ознакомление с художественными возможностями клавишного синтезатора, формирование базовых навыков электронной аранжировки музыкальных произведений, приобщение к связанным с этой деятельностью важнейшим понятиям музыкальной теории, а также развитие игровой техники. 

Обучение рассчитано на 16 учебных часов (8 занятий по 2 учебных часа). Форма занятий индивидуальная или индивидуально-групповая: по два человека в группе при наличии одного синтезатора, по четыре — при наличии двух синтезаторов. В ходе занятий и особенно при возможности проведения учащимися концертных выступлений целесообразно использовать любую имеющуюся в детском лагере отдыха электромузыкальную аппаратуру: усилители, колонки, микшерный пульт и т. п. 

Учебный план подразумевает знание детьми музыкальной грамоты и владение элементарными навыками игры на фортепиано. В случае отсутствия такой подготовки обучение ведется с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и направлено на решение ключевых проблем его приобщения к электронному музицированию. 

Учебно-тематический план 

№ п/п 

Темы 

Количество часов 

1 

Значение электроакустической музыки и новых информационных технологий в современной музыкальной культуре 

2 

2 

Функциональная характеристика клавишного синтезатора — ознакомление с панелью управления 

2 

3 

Различные режимы игры на синтезаторе 

2 

4 

Использование в аранжировке музыкальных произведений наложения голосов и автогармонизации 

2 

5 

Звукорежиссерское редактирование электронной композиции 

2 

6 

Сохранение и вызов данных с помощью функции регистрации памяти. Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента 

2 

7 

Основные сведения о MIDI (цифровом интерфейсе музыкальных инструментов) 

2 

8 

Закрепление пройденного материала и консультирование 

2 

 

Итого 

16 

Содержание учебных тем 

      1. Значение электроакустической музыки и новых информационных технологий в современной музыкальной культуре. 2 ч 

 Объединение в творчестве музыканта-электронщика композиторской, исполнительской и звукорежиссерской деятельности. 

 Интерактивность музыкально-компьютерного творчества и его относительная простота. 
      Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей). 

Игра в режимах упрощенного взятия аккордов (Casio chord или Single finger) и автоматического подбора голоса для ведения мелодической линии (One touch preset) 

 Организация целесообразных игровых движений. 

Консультирование детей по возникающим в ходе занятий вопросам музыкальной грамоты. 
      

2. Функциональная характеристика клавишного синтезатора — ознакомление с панелью управления. 2 ч 

Названия и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента. Выбор паттерна и голоса набором номера. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: 

Start, Stop, Synchro-start, Fill in, Intro, Ending. 

Игра в режимах упрощенного и обычного взятия аккордов (Casio chord или Single finger, Fingered, Full range chord). 

Контроль за правильностью игровых движений (преодоление зажатости рук и корпуса). 
      Консультирование детей по возникающим в ходе занятий вопросам гармонизации и электронной инструментовки мелодии. 

 

3. Различные режимы игры на синтезаторе. 2 ч 

Режимы игры Normal, Split, Normal + Drum-machine, Split + Drum-machine. Использование режима экспромта (Free session). Обоснование применения тех или иных интерактивных возможностей инструмента. 

Контроль за свободой игровых движений. 

Консультирование детей по различным возникающим в ходе занятий вопросам формообразования в процессе электронной аранжировки музыки. 
      

4. Использование в аранжировке музыкальных произведений наложения голосов и автогармонизации. 2 ч 

Использование в электронной аранжировке музыкальных произведений наложения голосов (Layer или Dual) и автогармонизации (Auto harmonize). Совмещение функций наложения (Layer или Dual) и разделения (Split) голосов. Применение настройки и транспонирования строя инструмента при аккомпанировании солисту или в ансамблевой игре. Достижение выразительности звучания с помощью режимов динамической клавиатуры (Touch response), звукового колеса (Pitch bend) и эффекта модуляции (Modulation). 
      Различные приемы исполнительской артикуляции: Non-legato, Legato, Staccato. 
      Связь музыкальной формы с гармонизацией и инструментовкой в электронной аранжировке. 
      

5. Звукорежиссерское редактирование электронной композиции. 2 ч 

 Использование цифровых эффектов, выстраивание громкостного и пространственного баланса голосов с помощью микшера синтезатора. 

Создание оригинальных пользовательских тембров на основе установок формы волны, кривой высоты и громкости. 

Преодоление исполнительских трудностей при игре, включающей в себя быстрые смены позиций и скачки. 

Выбор оптимальных вариантов звукорежиссерской составляющей звучания как проблема электронной аранжировки музыки. 

 

6. Сохранение и вызов данных с помощью функции регистрации памяти. Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента. 2 ч 

Игра в режиме «–1» на основе заложенных в память инструмента фабрикой-производителем и созданных самими детьми аранжировок музыкальных произведений. 
     Функциональное членение музыкальной фактуры (мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, педаль) как основа ее разделения при записи на многодорожечный секвенсер. 
       

7. Основные сведения о MIDI (цифровом интерфейсе музыкальных инструментов). 2 ч 

Функции, соединение, стандарт GM, MIDI-контроллеры и MIDI-файлы. 

Использование дисковода синтезатора: пролистывание и воспроизведение стандартных MIDI-файлов, сохранение и вызов данных из памяти. 

Преодоление исполнительских трудностей: игра арпеджио и аккордами. 

 Органическое единство всех элементов электронной аранжировки как основа достижения выразительности ее звучания. 

 

8. Закрепление пройденного материала и консультирование. 2 ч 
      Закрепление материала и консультирование по всем вопросам, возникающим в процессе музыкально-творческой деятельности на основе клавишных синтезаторов. 
      Возможна подготовка и проведение выпускного концерта с исполнением (сольным или в составе ансамбля) аранжированных и выученных в ходе учебных занятий музыкальных произведений. 

 

Методическое обеспечение 

      В основе формирования способности к музицированию как творческой способности лежат два главных вида деятельности детей: творческая практика и изучение теории музыки. Объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится в педагогике творчества единственно возможным методом преподавания. И руководитель кружка музицирования на клавишном синтезаторе еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры, «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта…». 

Закономерности использования выразительных средств в процессе электронной аранжировки музыкальных произведений могут быть представлены как свод правил. Так, в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного музицирования, ребята всегда должны добиваться согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в сопровождении. В работе над фактурой необходимо «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и регистров и, наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии, выразительности); в работе над инструментовкой при смене музыкальной мысли — обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами. Для выделения мелодии — применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т. д. 
      Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ребенка становятся лишь в случае их косвенного воздействия на творческую практику. Знания не могут подменить собой воображения. 
      Чтобы подвести школьников, особенно младших, к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на синтезаторе, следует прибегать к образным сравнениям. 

Например, необходимое при обучении электронному музицированию представление об иерархии средств выразительности в музыкальном целом можно уподобить «кошкиному дому», где мелодией станет кошка, а сопровождением, как «средой обитания» мелодии, — дом, в котором эта кошка живет. При этом ритмогармонический комплекс нашего музыкального целого найдет свою аналогию в форме этого дома, бас — в его фундаменте, в котором главенствуют три краеугольных камня — тоника, доминанта и субдоминанта, фактура — в отделке, а тембр — в раскраске дома. 

Ту же трехслойную структуру средств музыкальной выразительности можно уподобить корням, стволу, ветвям и листьям дерева. Еще пример: бас-кенгуру любит прыгать по квартам, а если шагом пройти расстояние, которое наш кенгуру преодолевает в два прыжка (1—4, 5—1), то мы получим два тетрахорда, из которых состоит лад (1—2—3—4, 5—6—6—1), и т. д. 

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются пусть необходимым, но все же средством для достижения главной цели обучения — приобщения к практике музицирования на основе клавишного синтезатора. Главным методическим принципом выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой. 
      Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий: анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, поэтому приобщение детей к искусству аранжировки возможно лишь с опорой на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые составляющие. 

 Совершенствованию работы ученика над аранжировкой на всех ее этапах — от анализа текста оригинала до внесения коррективов в готовый продукт — будет способствовать метод авторской интроспекции. Суть его сводится к вовлечению детей в творчество путем показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно привлечь внимание каждого ребенка к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных операций по созданию аранжировки музыкального произведения для синтезатора. 

Приемы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, художественных возможностях музицирования на синтезаторе и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления. 
      Если ребенок грамотно выстроит музыкальную аранжировку, то это еще не означает, что он в целом справился с творческим заданием, — эту аранжировку нужно еще воплотить в звуки, то есть исполнить на электронном клавишном инструменте. Техника игры на нем близка технике игры на фортепиано, поэтому опыт, накопленный в фортепианной педагогике при решении таких проблем, как освоение целесообразных игровых движений, преодоление зажатости рук и корпуса и т. п., может послужить ориентиром при решении аналогичных проблем в условиях обучения игре на синтезаторе. 
      Вместе с тем управление с помощью специальных кнопок (расположенных на панели синтезатора) многими исполнительскими параметрами, к которым относятся тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, «звуковые подушечки», автоаккомпанемент, темп, агогика, воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и др., значительно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте и снимает многие проблемы работы над туше, развития беглости пальцев, накладывающие столь характерный отпечаток на процесс обучения игре на фортепиано. Значение различных упражнений на развитие беглости пальцев, а также гамм и этюдов в обучении игре на синтезаторе по сравнению с фортепиано резко падает. 
      Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности ребенка, можно выделить такие, которые связаны непосредственно с содержанием этой деятельности, а также воздействующие на нее извне, путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству. 

К первым методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий. Интерес к заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, его особой художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ребенка, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, доступных в музицировании на синтезаторе даже начинающим. 
      Ко вторым методам относятся: разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ребенка, индивидуальный подход к каждому. 

 Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого соревнования можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал электронного инструмента позволяет проводить необычные и полезные для музыкального развития детей игры. К ним можно отнести, например, игру в «Звуковую угадайку», когда один ученик подбирает и озвучивает тембр или паттерн, а другой пытается их определить; игру в «Звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых эффектов синтезатора; игру в «Музыкальную цепочку», когда дети поочередно импровизируют или исполняют знакомые мелодии под автоаккомпанемент педагога, и др. 
      Необходимо всячески поощрять концертные выступления детей, участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности в детском лагере отдыха. Каждый вид такой самостоятельной практики связывает обучение музицированию на синтезаторе с жизнью и становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самосовершенствования ребенка. 

Рекомендуемая литература 

Красильников И. М. Аранжировка народной музыки для электронных инструментов // Музыка и время. — 2003. — № 7. 

Красильников И. М. Детская электронная музыка — новая сфера творчества // Музыка и электроника. — 2004. — № 3. 

Красильников И. М. Основные этапы освоения музицирования на клавишных синтезаторах // Искусство в школе. — 2003. — № 4. 

Красильников И. М. Работа на основе MIDI-секвенсеров // Музыка и электроника. — 2004. — № 2, 3. 

Красильников И. М. Электронное музицирование — новый вид досуговой деятельности / И. М. Красильников. — Омск, 2003. 

Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные клавиши. Учебное пособие. — М., 2004. 

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий