Авторская дополнительная образовательная программа

 Авторская дополнительная образовательная программа: «Школьный вокально-инструментальный ансамбль» 

 

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1430 

 

 

Авторская дополнительная образовательная программа 

 

«Школьный вокально-инструментальный ансамбль» 

 

Срок реализации программы – 4 года 

Форма организации образовательной деятельности – кружок 

Возрастная категория учащихся – 2-11 классы 

Автор: Бруква Е.И. 

Педагог дополнительного образования

 

Содержание программы: 

  1. ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
  2. Введение 
  3. Цель программы 
  4. Задачи программы 
  5. Актуальность 
  6. Ожидаемые результаты по годам обучения 
  7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  8. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
  9. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
  10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  11. ПРАКТИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  12. БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 

1.1 Введение 

Программа школьного вокально-инструментального ансамбля в системе дополнительного образования по музыкальному воспитанию имеет художественно-эстетическую направленность. 

Разработка данной программы обусловлена поиском  оптимальных форм работы со школьниками в системе дополнительного образования, а также попытка систематизировать методы знания и приемы для практического применения при организации инструментального ансамбля в общеобразовательной школе. 

Большой интерес школьников к электронным инструментам, новым стилям, а также в связи с мировой тенденцией отказа от компьютерного звучания и переход на «живой звук», выявили необходимость создания программы по организации в общеобразовательных школах вокально-инструментального ансамбля. В основе программы систематизирован опыт  создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. 

Исполнительство  в ансамбле – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в школьных учреждениях наряду с хоровым, театральным, хореографическим творчеством. 

Конечно, во многих отношениях деятельность школьного ансамбля близка к деятельности в музыкальной школе – в обоих случаях осуществляется подготовка произведения к исполнению. Этот процесс в обоих случаях осуществляется на одних и тех же принципах и протекает в одинаковой последовательности. Различие заключается прежде всего в том, что работа над музыкальным произведением  в учебном процессе подчиняется воспитательным задачам, протекает на другом уровне и охватывает значительно больший период времени. Кроме того, для  музыкальной школы результат деятельности – исполнение – выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе с ансамблем общеобразовательной школы и подготовка, и исполнение важны прежде всего как средство музыкально-творческого развития личности самих учащихся. Таким образом, возникает проблема создания единой программы обучения  и воспитания, определения образовательных и воспитательных возможностей всех видов деятельности ансамбля в системе дополнительного образования. Здесь учебные и воспитательные задачи решаются непосредственно в процессе работы над произведением, а теоретические сведения даются в ходе подготовки репертуара, разучивания конкретных произведений. 

Интерес школьников к деятельности  ВИА позволяет привлекать детей девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. 

1.2 Цель программы — приобщение учащихся к созданию духовных ценностей посредством включения их в процесс художественного творчества и, как следствие, их  эстетического развития. 

Цель определяет содержание программы школьного вокально-инструментального ансамбля, как адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает музыкально-творческое развитие личности, подготовленной к участию в создании и развитии отечественной музыкальной культуры в целом и музыкальной эстрады в частности. 

Музыкально- теоретическая подготовка учащихся ансамбля включает изучение основ музыкальной грамоты – элементарную теорию музыки, элементы гармонии, анализа музыкальных произведений. 

Музыкально-эстетическая подготовка подразумевает изучение истории становления и развития джазовой и эстрадной музыки, знакомство с основами эстетики и другими видами искусства. 

Изучение музыкального инструмента занимает центральное место в учебной работе. Здесь происходит формирование, закрепление и совершенствование художественно-исполнительского и технического уровня владения инструментом. 

Самостоятельная творческая работа учащихся является важной частью учебно-творческого процесса. Сюда относится система творческих упражнений, умение импровизировать в соответствии с характером и стилем пьесы, умение самостоятельно подобрать знакомые мелодии. Стремление самостоятельно выразить мысль с помощью музыкальной темы помогает развивать наблюдательность, осмысленное отношение к музыкальному материалу. 

Все основные разделы содержания учебно-творческого процесса находят отражение в плане работы руководителя ансамбля и реализуются через изучение репертуара. 

Репертуар – основа творческого роста ансамбля, средство музыкально-эстетического воспитания его участников. Поэтому руководитель при формировании репертуара должен следовать следующим принципам: 

  • художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных произведений; 
  • доступность для исполнения ансамблем; 
  • педагогическая целесообразность; 
  • тематическое, жанровое и стилевое разнообразие. 

1.3 Задачи программы:  

  • Развитие музыкально-эстетического вкуса. 
  • Формирование и развитие музыкальных способностей. 
  • Развитие творческой активности, художественного вкуса, приобщение к самостоятельному осмысленному музицированию 
  • Расширение музыкального кругозора 
  • Развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; 
  • Формирование гражданско-нравственной позиции, чувства патриотизма. 

         Неверное понимание цели и задач очень часто приводит к известным просчетам и ошибкам в методике работы со школьным ансамблем. Наиболее характерный недостаток – копирование методов работы профессиональных музыкальных коллективов. Некоторые руководители цель своей работы видят только в подготовке учащихся к музыкально-исполнительской деятельности в ансамбле. Достижению этой цели они подчиняют весь педагогический процесс, забывая порой о том, что основная задача дополнительного образования – эстетическое развитие самих учащихся, формирование целого качества личности. 

Развитие школьника, как творца-музыканта,  вообще невозможно вне гармонии его функциональных человеческих способностей: видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать. Исходя из этого художественная жизнедеятельность в детском возрасте протекает как развитие искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. И музыкальное образование в ансамбле во внеурочное время с самого начала разворачивается не как развитие «специфических музыкальных способностей», значение которых для музыкального развития неоспоримо, а как возможность помочь детям не пассивно, а активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности. 

  1. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию социальных, личностных, общекультурных, коммуникативных компетенций обучающихся. Стимулирует развитие художественного вкуса, помогает преодолеть неуверенность в себе и при правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека 

Игра в ансамбле стимулирует развитие художественного вкуса учащихся; способствует  формированию высоконравственной, духовно богатой личности; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив; и при правильном подборе репертуара воспитывает действительно  культурного человека, гражданина своей страны.  

Школьный ансамбль относится к любительским коллективам, поэтому работа с его участниками отличается от работы академических ансамблей в музыкальных школах. В академическом исполнительстве процесс работы над произведением выглядит следующим образом: партитура – замысел – воплощение. 

Что же касается школьного эстрадного ансамбля, то там структура музыкально-творческой деятельности принципиально иная: замысел – партитура – воплощение. 

А нередко в практической деятельности встречается и такое явление, когда творческий процесс заканчивается созданием партитуры, поскольку на репетиции, в работе над деталями, конкретизацией образа происходит изменение, иногда и кардинальное, выразительных средств и только на завершающем этапе создается конечный вариант. Часто участники ансамбля сами предлагают изменения своей партии, в сторону упрощения или усложнения. Само произведение может изменяться с ростом профессионализма исполнителей, или для воплощения специальных художественно-творческих замыслов. 

Одной из характерных черт эстрадного исполнительства является зрелищность – игра света, смена декораций, элементов костюма, мизансцен и т.д. В отличие от академического искусства, в котором исполнительское мастерство служит для раскрытия содержания музыкального образа произведения, в эстраде зрелищность играет большую роль в создании определенного сценического действия путем использования элементов других видов искусства: театра, хореографии, пантомимы, сценографии, режиссуры. 

Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) как предмет подразумевает обучение детей возраста от 8 до 16 лет по следующим базовым музыкальным специальностям: электрогитара (ритм- и соло-), бас-гитара, синтезатор, ударная установка (инструменты могут варьироваться в зависимости от наличия духовых, смычковых и т.д.). Количественный состав групп от 5 до 8 человек  в зависимости от количества инструментов и наличия солистов-вокалистов.  

Программа рассчитана на 4 года обучения с усложнением программного материала, введением на 2-ми 3-м году индивидуальных занятий по выбранным инструментам, и подготовки школьников на 4-м году обучения к профессиональному овладению ансамблевыми навыками. 

  1. Ожидаемые результаты по годам обучения 

1 год обучения. 

  1. Владение основами музыкальной грамоты (нотный стан, динамические оттенки, размер, длительности, синкопа) 
  2. Исполнение несложных ритмических рисунков в ансамбле. 
  3. Определение на слух тоники, доминанты и субдоминанты. 
  4. Знание устройства эстрадных инструментов, и их функции в ансамбле. 
  5. Знание техники безопасности при игре в ансамбле. 
  6. Исполнение 2-3 произведения в ансамбле. 

2 год обучения. 

  1. Определение форм изложения мелодии. Музыкальная терминология.  
  2. Строение и обозначение аккордов. 
  3. Знание истоков джаза, стили и направления. 
  4. Подбирать по слуху несложные музыкальные фраз и аккорды.  
  5. Исполнение несложных риффов в ансамбле. 
  6. Знание техники безопасности в условиях концертной деятельности. 
  7. Умение настраивать и ухаживать за инструментами. 
  8. Исполнение 3-5 разнохарактерных произведений.   

3 год обучения. 

  1. Умение импровизировать  по ступеням пентатоники. 
  2. Аранжировка в заданном стиле. 
  3. Знание строения и обращения септаккордов. 
  4. Знание истоков рока, стили и направления. 
  5. Подбирать по слуху своей партии из незнакомой фонограммы. 
  6.  Исполнение песен в разных жанрах ( в своей манере). 
  7. Знание основ коммутации в условиях концертной деятельности. 
  8. Исполнение 5-8 произведений в разных стилях. 

4 год обучения. 

  1. Умение импровизировать с применением хроматизмов, форшлагов. 
  2. Знание современных музыкальных стилей и направлений. 
  3. Знание манеры игры и приемы исполнения выдающихся музыкантов. 
  4. Создание собственной аранжировки музыкального произведения. 
  5. Организация джем-сейшна (форма свободной ансамблевой игры с разными участниками). 
  6. Знание основ звукооператорской работы: теория и практические навыки. 
  7. Умение работать с музыкальными компьютерными программами. 
  8. Монтаж-демонтаж аппаратуры в условиях концертной деятельности. 
  9. Организация сольного  концертного выступления. 
  10. Создание проекта записи собственного альбома. 
  11. Исполнение 10-16  произведений в разных стилях. 
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                               1 год обучения 

 

Темы и виды занятий 

Теория 

Практика 

Всего 

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

Основы музыкальной грамоты 

Техника безопасности 

Основы ритмической игры 

Особенности эстрадных инструментов 

Групповые занятия на инструментах 

Актерское мастерство эстрады 

Постановка голоса 

Творческий отчёт 

16 

2 

8 

2 

14 

10 

6 

4 

12 

2 

16 

4 

14 

18 

10 

6 

28 

4 

24 

6 

28 

28 

16 

10 

 

                                                                           Итого:          144 ч 

 

                                                2 год обучения 

 

Темы и виды занятий 

Теория 

Практика 

Всего 

1. 

  2. 

3. 

 4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

9. 

Основы музыкальной грамоты  

Техника безопасности 

Стили направления музыкального искусства  

Эстрадные инструменты в ансамбле. 

Групповые занятия на инструментах 

Актёрское мастерство эстрады 

Вокальное исполнительство в ансамбле 

Творческий отчёт 

Индивидуальные занятия по инструментам 

 

16 

2 

8 

3 

20 

10 

4 

4 

18 

12 

2 

8 

3 

16 

18 

10 

6 

18 

28 

4 

16 

6 

36 

28 

16 

10 

36 

 

                                                                           Итого:       180 ч 

 

                                                 3 год обучения 

 

Темы и виды занятий 

Теория 

Практика 

Всего 

1. 

2 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

Основы гармонии 

Аранжировка и импровизация 

Основы коммутации 

Стили направления музыкального искусства 

Инструментальный ансамбль 

Вокально-ансамблевая работа 

Концертная деятельность 

Индивидуальные занятия 

 

6 

8 

2 

6 

20 

16 

6 

18 

 

10 

16 

2 

6 

16 

20 

10 

18 

16 

24 

4 

12 

36 

36 

16 

36 

 

                                                                           Итого:       180 ч 

 

                                             4 год обучения 

 

Темы и виды занятий 

Теория 

Практика 

Всего 

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

9. 

Аранжировка и импровизация 

Работа с электроаппаратурой 

Стили направления музыкального искусства 

Основы звукооператорской работы 

Звуковые и музыкальные программы 

Инструментальный ансамбль 

Вокально-ансамблевая работа 

Концертная деятельность 

Проект музыкального альбома 

10 

3 

6 

10 

10 

27 

10 

4 

10 

14 

3 

6 

8 

10 

27 

26 

16 

16 

24 

6 

12 

18 

20 

54 

36 

20 

26 

                                                                                           Итого:       216 ч 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

                   1 год обучения 

  • Основы музыкальной грамоты 

Нотный стан. Скрипичный, басовый, перкуссионный  ключи. Клавиатура.  Понятия: мелодия, мотив, аккомпанемент, фраза, период, куплет (формы изложения. Фактура изложения (гармоническая, мелодическая) Длительности нот, паузы. Динамические оттенки (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Знаки сокращения нотной записи. Музыкальная терминология. 

  • Техника безопасности 

Основные сведения о работе с электроаппаратурой. Назначение соединительных шнуров. Правила подключения аппаратуры. Работа с монитором. 

  •  Основы ритмической игры 

Ритм –важнейший элемент выразительности различных видов искусств (поэзия, танец, музыка). Сильные и слабы доли. Размер, чувство метроритма, пульсаци. Акцент, смещение акцента. Синкопа. Триоли. Понятие свинга. Ритмические рисунки, фигуры, группы. Наложение ритмического рисунка. Паузы, ферматы. Единое ощущение цезуры. Смена темпа и ритмического рисунка (агогические изменения). Особенности исполнения в стиле rubato (свободный темп).  

  •   Особенности эстрадных инструментов 

Сравнительные характеристики акустических и электрических инструментов. Регулирование силы звука. Применение звуковых эффектов. Звуковой баланс. 

  •   Групповые занятия на инструментах 

Основы ансамблевой игры. Расположение инструментов в ансамбле. Функции каждого инструмента в ансамбле. Понятие партитуры. Применение звуковых эффектов. Солирующая роль инструментов. Роль вокальной партии в ансамбле. 

Ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков. Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением. Отработка навыков исполнительского мастерства. 

  • Актерское мастерство эстрады 

Элементы творческого самочувствия: освобождение мышц, внимание, память, воображение, темпо-ритм. Понятие «этюд». 

Наблюдения «животные», «зажимы», «повадки людей». Этюды ,одушевление предмета», «монолог предмета», ритмико-музыкальный вариант этюда. 

  • Постановка голоса 

Певческие навыки, гигиена и охрана голоса. Певческая установка. Основы певческого дыхания. Упражнения на дыхание. Понятие об атаке звука, как начале пения. Форсированный, нефорсированный звук. Слуховой контроль. Сознательного отношения к пению. Развитие вокального слуха. Осознание чистоты интонации, движения мелодии. 

  • Творческий отчёт 

Основы исполнительского мастерства. Правила поведения на сцене.  

Подготовка и проведение творческого отчета.  Участие в мастер-классах. 

 

               2 год обучения 

  • Основы музыкальной грамоты 

Лад (мажор, минор, пентатоника). Тональности, знаки альтерации. Строение аккордов, интервалов, трезвучий. Знакомство с музыкальными образами в музыке. Музыкальная терминология. Построение  интервалов от заданного звука. Строить трезвучия  (мажор, минор) в восходящем и нисходящем движении. Цифровое обозначение аккордов. 

  • Техника безопасности 

Основные сведения о работе с электроаппаратурой. Назначение соединительных шнуров. Правила подключения и выключения аппаратуры.  

  • Стили направления музыкального искусства  

Импровизационная музыка. Истоки джаза. Спиричуэлс и регтайм. Блюз.  Джаз 20-30-х гг. (новоорлеанский и чикагский стили).  Эра свинга. Бибоп. Сопоставление стилей. 

  • Эстрадные инструменты в ансамбле 

Состав инструментов в ансамбле. Функции каждого инструмента в ансамбле. Понятие ритм-группы.  Использование духовых и струнных  инструментов в эстрадном ансамбле. Использование перкуссии. Звуковой баланс ансамбля. Строй инструментов. 

  • Групповые занятия на инструментах 

Работа над репертуаром. Разбор нотных партий. Соединение основных партий. Чистота интонационного строя. Ритмическая слаженность. Динамическая согласованность. Работа над фразировкой.  Штрихи и их исполнение. Особенности ритмического аккомпанемента для солирующей или вокальной партии. Отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле. 

  • Актёрское мастерство эстрады 

Работа над сценическим образом: действие и задача, предлагаемые обстоятельства, общение, характерность, о жанре. 

Работа над коротким текстом (басней). Импровизированный рассказ (то же в характерности, то же в заданном жанре). 

  • Вокальное исполнительство в ансамбле 

Правильное интонирование в заданной тональности. Интонирование при изменении тональности во время песни. Работа над унисоном, многоголосием. Работа над фразировкой,  дикцией, дыханием. Знакомство со звуковедением: (легато, нон легато). Использование основных правил произношения в пении (согласных и гласных). Культура речи (ударение). Логика речи (основное слово, ударение во фразе).  Работа с микрофоном. Работа с фонограммой , запись голоса и анализ услышанного со стороны. Пение под живой аккомпанемент. 

  • Творческий отчёт 

Основы исполнительского мастерства. Манера поведения на сцене. 

Участие в школьных мероприятиях. Участие в мастер-классах. Творческие часы, отчеты. 

 

  1. Индивидуальные занятия по инструментам 
  •   Ударные инструменты 

Знакомство с инструментом. Устройство и уход. Нотация для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.  

Упражнения для малого барабана (одиночные удары).  Упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением). Ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа).  Принципы игры на ударных инструментах.  Упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков. 

  • Клавишные инструменты 

Устройство клавишных инструментов. Банки звуков. Приемы игры. Правила эксплуатации. Главные клавиши управления тембром и звуком. 

Приемы игры одной, двумя руками. Клавишные переключения. Упражнения для правой и левой рук. Использование режимов обычной и разделённой клавиатуры. Упражнения для подбора по слуху. 

  • Электрогитара 

Знакомство с инструментом, устройство, настройка, подключение, хранение. Положение гитары при игре в ансамбле. Постановка рук. Звукоизвлечение. Позиции аккордов. Игра с медиатором. 

Аккорды и способы их извлечения. Приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором). Упражнения в пределах 1-3 ладов. Упражнения в пределах 3-9 ладов.  

 

              3 год обучения 

  • Основы гармонии 

Понятие гармонии. Консонанс и диссонанс. Главные трезвучия (T,S,D). Основные правила по гармонизация мелодии. Септаккорд. Обращение аккордов.  Аранжированные аккорды. Двойная доминанта (альтерация и разрещение). Неаккордовые и проходящие звуки. Блок-аккорды .  

  • Аранжировка и импровизация  

Понятие аранжировки и импровизации. Неаккордовые и проходящие звуки. Пентатоника. Обыгрывание и опевание устойчивых ступеней.  Варьирование фраз. Риффы. Секвенции (поступенные, «петля», триольные). Создание кульминационных точек.  

  • Основы коммутации 

Строение аккустического кабеля. Виды штекеров. Переходные коммутирующие соединения. Способы подключения аппаратуры. Ревизирование соединительных шнуров, штекеров. Монтаж – демонтаж аппаратуры. 

  • Стили направления музыкального искусства 

Синтез джаза с  академическими жанрами и формами. Бибоп. Современные стили джаза (кул, фри, джаз-рок). Пианисты джаза. Джазовые вокалисты и вокальные ансамбли. Другие инструменты джаза. Джаз в Европе. Отечественные джаз-оркестры. 

  • Инструментальный ансамбль 

Работа над репертуаром. Фактурная работа в аккомпанементе в разных стилях и жанрах. Обыгрывание буквенных условных обозначений в гармонии аккомпанемента  (басовые линии и фактуры ударных) их соединения. Понятие единого игрового времени. Значение темпа для организации звуковой фактуры аккомпанемента. Коллективное сыгрывание ритм-группы. Выработка единства в ощущении метроритмического времени при исполнении различных синкоп и ритмических фигур. Соединение различных метроритмических линий в фактуре аккомпанемента.. 

  • Вокально-ансамблевая работа 

Стилевое взаимодействие солистов с аккомпанементом.  Подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам. Ритмический рисунок вокальной партии. Слуховой контроль. Гигиена голоса и слуха. Чистота исполнения. Соединение вокала с инструментальным ансамблем. Баланс вокального исполнения и аккомпанирующих партий. Создание целостной музыкальной композиции с элементами актерского мастерства. Значение художественного образа темы — как идеи пьесы для драматургического развития ее в исполнении ансамбля. 

  • Концертная деятельность 

Психология концертного выступления. Возможные нештатные ситуации и их исправление. Эмоциональное состояние исполнителей и общий коллективный тонус, манера поведения на сцене. 

 Участие в школьных и общественных мероприятиях. Музыкальное оформление праздников, спектаклей. Участие в мастер-классах. Участие в конкурсах, фестивалях. 

  1. Индивидуальные занятия 
  • Ударные инструменты 

Устройство и расположение инструмента на концертах. Возможности инструмента ( партии для малого, большого барабана). Координация рук и ног. Правила эксплуатации инструмента. 

Игра совместно с инструментами ансамбля. Солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях. Подбор по слуху ритмических рисунков. Импровизация. Создание собственного стиля игры на инструменте. 

  • Электрогитара     

Ритмические рисунки. Основы солирующей партии. Элементы импровизации. Табулатура. 

Функции бас-гитары, ритм-гитары, соло-гитары в ансамбле. Виды игры. Аккордовые и гаммаобразные упражнения. Подбор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен. Создание собственного стиля игры. 

  • Клавишные инструменты 

Роль клавишного инструмента в ансамбле. Приемы игры в разных стилях. Понятия о фактурных функциях голосов синтезатора. Мелодия и бас. Способы изложения гармонических голосов фактуры. 

Основы ритмического рисунка для аккомпанемента. Исполнение сольной инструментальной партии. Исполнение приемов джазовой артикуляции и свингования. Создание собственного стиля игры. 

               4 год обучения 

  • Аранжировка и импровизация 
  1. Составление плана аранжировки музыкального произведения. Понятие «квадрата» в эстрадной музыке. Расположениен разделов импровизации в «квадрате». Синкопирование. Приём «петли Паркера». Понятие паттерна. Тональные центры. Сопоставление. Мотивное развитие. Брейк. Замены звукорядов. Блюзовый лад. Хроматизм и система вводных звуков.  
  • Работа с электроаппаратурой 

Уход и эксплуатация музыкальных инструментов. Уход за звукоусиливающей аппаратурой. Работа с микрофоном. Звуковой баланс. Способы подключения аппаратуры. Ревизирование соединительных шнуров, штекеров. Монтаж-демонтаж аппаратуры в условиях концертной деятельности. 

  • Стили направления музыкального искусства 

Истоки рока. Хард-рок. Арт-рок. Панк-рок. Стили металлического рока. Российские и зарубежные рок-группы. Рок-опера. Стили поп-музыки. Мюзикл. 

  • Основы звукооператорской работы 

Роль звукооператора в проведении концертных номеров. Выстраивание инструментов по тюнеру. Звукозаписывающие устройства (строение, принцип звукозаписи). Баланс звука. Акустика зала. Устройство микшерного пульта. Значение частот колонок. Усилительная аппаратура (строение, роль мощность, возможности). Варианты коммутирования аппаратуры. Устранение неполадок в звуковой аппаратуре. 

  • Звуковые и музыкальные программы 

Общие сведения о кодировании звука. Midi-редакторы. Нотные редакторы. Многодорожечные студии. Сэмплеры, плагины. Запись звука. Редактирование трека. Обработка звука. Звуковые эффекты. Монтаж. Сведение партий в единый файл. Мастеринг. Создание собственного проекта. 

  • Инструментальный ансамбль 

Работа над репертуаром. Фактурная работа в аккомпанементе в разных стилях и жанрах. Обыгрывание буквенных условных обозначений в гармонии аккомпанемента  (басовые линии и фактуры ударных) их соединения. Понятие единого игрового времени. Значение темпа для организации звуковой фактуры аккомпанемента. Коллективное сыгрывание ритм-группы. Выработка единства в ощущении метроритмического времени при исполнении различных синкоп и ритмических фигур. Соединение различных метроритмических линий в фактуре аккомпанемента.. 

Джазовый «квадрат» его роль и значение в форме. Вариантное гармоническое мышление в аккомпанементе ритм-группы. Приемы расширения и сокращения формы произведения. Усложненные фактурные линии в аккомпанементе (бас — барабаны, гитара, фортепиано).  Коллективное ансамблевое чтение с листа незнакомых аранжировок 

  • Вокально-ансамблевая работа 

Стилевое взаимодействие солистов с аккомпанементом. Штрихи исполнения и характерная стилевая фразировка. Подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам. Анализ авторского текста. Ритмический рисунок вокальной партии. Слуховой контроль. Гигиена голоса и слуха. Чистота исполнения. Соединение вокала с инструментальным ансамблем. Баланс вокального исполнения и аккомпанирующих партий. Пространство действий и мизансцена. Создание целостной музыкальной композиции с элементами актерского мастерства. Значение художественного образа темы — как идеи пьесы для драматургического развития ее в исполнении ансамбля 

  • Концертная деятельность 

Работа со звуковоспроизводящей аппаратурой. Работа по акустике воспроизведения звучания, и общего саунда ансамбля в тех или иных условиях. Значение предварительной звуковой репетиции (саунд чек) для качественного успешного выступления ансамбля. Психоэмоциональная настройка на концертные и конкурсные выступления  ансамблем.  

Составление проекта концертного выступления (стиль, манера исполнения). Организация джем-сейшн (форма свободной ансамблевой игры с разными участниками). Участие в школьных и общественных мероприятиях. Музыкальное оформление праздников, спектаклей. Участие в мастер-классах. Участие в конкурсах, фестивалях окружного и городского масштаба. 

  • Проект музыкального альбома 

Составление списка музыкальных произведений для альбома. Работа над записью  инструментальных партий. Работа над записью с наложением голосов. Компьютерная обработка записи: сведение, мастеринг.   Разработка обложки для альбома. Тиражирование альбома.  Продюсерская работа: реклама, имидж группы. Презентация альбома.  

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ 

Для реализации программы необходимо участие педагога по вокалу, педагога по актёрскому мастерству и при необходимости возможно привлечение педагога-хореографа, для подготовки танцевальной группы в концертных программах. Группы формируются по музыкальным, ритмическим и художественным способностям детей, вследствие этого они могут быть разновозрастные. Занятия с группой 1-го года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа -групповые занятия –144ч., с группами 2-го и 3-го года обучения 3 раза в неделю (2раза по 2 часа групповые занятия и 1 раз по1 часу  индивидуальное занятие) – 180ч., с группами 4-го года обучения 3 раза в неделю по 2 часа  групповые занятия – 216ч. Количество детей в группе не должно превышать 5-8 человек, в зависимости от количества инструментов и наличия солистов.  

Помещение для занятий ВИА должно быть звукоизолирующим, соответствующим нормам электро- и пожаробезопасности, с умеренным звучанием инструментов, тщательно настроенных. В небольших помещениях следует уделить особенное внимание звучанию ударных инструментов (при необходимости заглушать их или использовать бамбуковые палочки и щётки). Желательно наличие электронной барабанной установки. Также в классе должна быть школьная доска с нотным станом. 

Особое внимание следует уделить материально-техническому обеспечению школьного ВИА. Примерный перечень музыкальных инструментов может быть следующим: электрогитары(ритм, соло, бас), синтезатор, барабанная установка (бас-бочка, малый барабан, альтовый барабан, напольный том, хай-хетт, тарелки), перкуссия ( шейкер, маракасы, бубен и т.д), набор барабанных палочек, медиаторы, гитарный процессор, тюнер, микрофоны, стойки под микрофоны, пюпитры. Наличие всех коммутируемых проводов. Звукоусиливающая аппаратура: пассивные колонки + усилитель (или активные колонки) мощностью от 300 Вт, микшерный пульт,  наушники, компьютер с установленными музыкальными программами (музыкальная студия, программа-нотатор, программа с табулатурами и т.д.), комплект инструментов и расходных материалов для мелкого ремонта аппаратуры, библиотека музыкальной литературы для учащихся и педагога. 

Педагог, работающий со школьным ансамблем, помимо основных педагогических задач по обучению игре в ансамбле, должен обладать навыками обслуживания звуковой аппаратуры.  

Группы 3,4-го годов обучения ведут активную концертную деятельность. Результатом обучения являются концертные выступления, творческие отчёты, мастер-классы, участие в конкурсах, фестивалях, что способствует более полному проявлению всех музыкально-эстетических качеств школьников и способствует их творческому и профессиональному росту. 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Учебный процесс в ансамбле протекает в различных организационных формах и видах – коллективных и индивидуальных, теоретических и практических, урочных и репетиционных занятиях. Он включает разнообразные виды деятельности педагога и учащихся, направленные на овладение последними определенной суммой знаний, умений и навыков эстрадного исполнительства. 

В каждой форме используются четыре вида занятий – индивидуальные, групповые, коллективные и самостоятельные. 

Коллективная форма организации учебной деятельности способствует установлению доверительных отношений между руководителем и учащимися. Они вместе принимают участие в решении учебных и воспитательных задач, в формировании музыкально-эстетической культуры, познавательных интересов, используют разнообразные методы и приемы активизации процесса обучения. При разучивании произведения руководитель, ставя перед коллективом определенные вопросы (проблемные, наводящие), комментируя и оценивая ответы, должен стремиться к участию в обсуждении каждого ученика, сообразуясь с его индивидуальными возможностями. 

Индивидуальная  учебная работа отличается большей степенью самостоятельности, максимальным соответствием уровню подготовки, развития способностей и творческих возможностей каждого участника. Она наиболее эффективна при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование музыкально-исполнительских навыков, более глубокое освоение партии. 

Индивидуальные занятия позволяют регулировать скорость продвижения учащегося в музыкально- творческом развитии сообразно его подготовке и возможностям. Успех определяется правильным подбором дифференцированного материала, систематическим контролем за их выполнением, оказанием своевременной помощи руководителем коллектива.  При умелой организации индивидуальных занятий на репетиции у ребят формируются навыки и потребности в самообразовании. 

При групповых занятиях ансамбль делится на исполнительские группы: солирующую и аккомпанирующую. Групповые занятия приучают музыкантов к совместному исполнительству, а общение является важным условием формирования исполнительской культуры, более эффективной ансамблевой подготовки. 

Соотношение различных видов организации учебно-воспитательного процесса на репетиции, выбор оптимальных вариантов этого сочетания определяются руководителем с учетом сложности репертуара, содержания изучаемого материала, методов обучения, специфики коллектива и индивидуальных качеств каждого участника в отдельности. 

Для достижения успешной работы руководителя и учащихся ансамбля применяется система методов музыкального обучения, при помощи которых ребята, в соответствии с поставленной задачей, овладевают основами музыкально-исполнительского искусства, формируют свое мировоззрение и развивают способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний, умений и навыков в сфере художественного творчества. 

К настоящему времени сложилась и получила широкое распространение система методов музыкального обучения, включающая объяснение, рассказ, беседу, показ и моторный метод, но в живом процессе они тесно связаны между собой. В зависимости от целей занятия используется то один, то другой метод. 

Объяснение. Этот метод широко используется в учебном процессе. Основная его функция – инструктирование, а цель – раскрытие новых понятий, тех или иных закономерностей исполнительского искусства, разъяснение характера предстоящих действий, предупреждение наиболее вероятных ошибок. 

Данный метод применяется как на теоретических, так и на практических занятиях. Как правило, пояснение дается по ходу занятия, когда педагог корректирует деятельность учащихся. Из всех методов обучения объяснение теснее других связано с показом и упражнениями. Главное его достоинство – сжатость, деловая речь, четкость и ясность. 

Рассказ при работе с эстрадным ансамблем используется на теоретических и практических занятиях, особенно при изучении истории эстрадной и джазовой музыки. 

Этот метод представляет собой последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме. Для рассказа характерно использование образного, убеждающего, яркого материала, что делает его популярным и ценным методом. Особая ценность заключается в том, что он содержит личный опыт рассказчика, его суждения, переживания, субъективное видение того или иного произведения. В зависимости от темы в него включаются чтение отрывков из художественной литературы, документов, прослушивание музыкальных пьес, демонстрация наглядных пособий. 

Беседа применяется на занятиях для углубления, закрепления и проверки знаний, систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также для приобретения новых знаний. Во-первых, беседа – всегда диалог между руководителем и учениками, позволяющий широко ставить познавательные проблемы, благодаря чему поддерживается постоянный интерес у изучаемому материалу. Во-вторых, во время беседы возникает прямая и обратная связь, что создает возможность гармонично сочетать процесс усвоения новых знаний с параллельной проверкой качества их усвоения. В-третьих, беседа – важное средство взаимообогащения учащихся ансамбля в процессе решения ими тех или иных проблем. 

Показ занимает исключительное место в музыкальном обучении. Его не могут заменить никакие самые совершенные пособия. Только педагог может подметить ошибку, дать совет и подсказать упражнение для ликвидации замеченных недостатков. Особенно велика его роль при отработке двигательных навыков. 

Конечно, показ не должен быть использован в целях «натаскивания», важно продемонстрировать ученику результат, которого он должен добиваться. В процессе обучения применяется и так называемый отрицательный показ, цель которого оттолкнуть от демонстрируемого (беззлобная карикатура на исполнения воспитанника). 

В группу практических методов входят разнообразные упражнения, помогающие закрепить знания, приобретать и совершенствовать умения и навыки. В музыкальном обучении можно выделить три группы упражнений: 

  1. Теоретические (устные и письменные). Применяются на занятиях по музыкальной грамоте и теоретических занятиях. 
  1. Тренажерные. Тщательная отработка отдельных элементов того или иного практического действия (гаммы, арпеджио, аккорды…) 
  1. Репетиционные. Разучивание и исполнение произведения в определенном порядке, то есть  отработка его по отдельным частям. 

В реальном процессе обучения описанные выше методы применяются в различных сочетаниях. Выбор их определяется многообразием решаемых учебных задач. На каждом занятии в зависимости от цели и содержания используются те или иные методы, причем одним из них отводится большая роль, другим меньшая. Но цель занятия достигается применением не только одного ведущего метода, а всей совокупности используемых методов и приемов обучения. 

Таким образом, в основе систематизации методов музыкального обучения учащихся школьного ансамбля лежит музыкально-познавательная деятельность – способы, с помощью которых они приобретают знания, умения и навыки, постигают законы музыкального развития, проникают в сущность явлений музыкально-исполнительского искусства. Именно в этом процессе воспитанники овладевают творческим методом исполнительского искусства, музыкально-художественного познания. 

6.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

Отбор детей в ансамбль проводится в форме беседы, игровых ситуаций, не допуская возникновения у ребенка волнения и страха. Желательно, чтобы родители не присутствовали на отборе, так как некоторые дети могут вести себя скованно, боясь ошибиться и расстроить родителей. Проверку данных лучше всего проводить в форме непринужденной беседы, с тем чтобы снять излишнее волнение. В ходе беседы можно получить необходимые данные об общем развитии будущего участника, его музыкальных интересах, кругозоре, причинах прихода именно в этот коллектив, знании современной музыки, отдельных исполнителей отечественных и зарубежных групп. Можно расспросить о любимых исполнителях. Это поможет выявить музыкально-эстетический уровень поступающего. 

Руководитель ансамбля должен выявить уровень музыкальных способностей учащихся: 

  • чувство ритма 
  • интонационный слух (у желающих петь) 
  • музыкальную память 
  • координацию движения рук и ног     (у желающих играть на ударных инструментах) 
  • актерские качества. 

Главным критерием отбора в ансамбль должно быть наличие ритма у ребенка, так как музыкальный слух еще не является показателем того, что ребенок сможет играть вместе со всеми, более того исходя из опыта работы можно с уверенностью сказать что при регулярных занятиях музыкой, музыкальный слух и чистое интонирование вполне можно развить, сложнее обстоит дело с ритмом. 

Чувство ритма можно проверить, прохлопав в ладони сначала сравнительно несложный ритмический рисунок и попросить ребенка повторить его. Затем рисунок постепенно усложняется с добавлением притопывания ногами , это особенно важно для проверки ритма и координации рук и ног у желающих обучаться на барабанах. Далее включается любая эстрадная мелодия, а ребенку предлагается в течении определенного времени прохлопывать несложный , повторяющийся ритмический рисунок, таким образом выявляется чувство ритма во временном отношении. Если ребенок не может повторить ритмический рисунок, или одновременно с педагогом прохлопать предложенный ритм в течение определенного времени, это значит, что он не сможет  принимать участие в таком виде коллективного творчества, как ансамбль. 

 Можно также применять оригинальную проверку чувства ритма на фортепиано при условии, если педагог владеет навыками импровизационной игры. Это лучше всего проводить в форме сказки. Ребенку предлагается построить вместе с учителем дом, попутно объясняется, что самое главное в нем – это «фундамент», от него зависит, простоит ли дом долго-долго или упадет. Учитель предлагает ученику быть тем самым «фундаментом», показываются две клавиши (соль и фа большой октавы) которые он должен играть парами по очереди (G-G-F-F) очень ровно не ускоряя и не замедляя, а учитель одновременно с ребенком играет гармонию G и F, рассказывая  что он «строит стены», постепенно игра преподавателя усложняется путем импровизации, смещения ритма и т.д. («нарисуем окна, крышу, трубу», «из трубы пошел дымок» и т.д.). Если ребенок не сбился, а уверенно продолжает играть в заданном темпе, — это свидетельствует о хорошем чувстве ритма. 

Для проверки интонационного слуха следует предложить ученику пропеть одну-две знакомые мелодии: правильное, без фальши пение будет характеризовать наличие музыкального слуха. Однако неточное воспроизведение мотива не всегда означает отсутствие слуха, так как мелодия могла быть неверно заучена или поступающий в силу волнения и отсутствия навыков владения голосом мог спеть фальшиво. Поэтому надо предложить спеть отдельные звуки или звуковых последовательности, проиграть их на инструменте или показать с голоса. Петь лучше на какой-нибудь слог, это поможет более четко артикулировать каждый звук и установить наличие музыкального слуха. 

Музыкальная память проверяется так же, как и музыкальный слух, только сыграть надо неизвестные поступающему фразы (один-два такта) и попросить пропеть их. 

Учитывая специфику жанра, в частности зрелищность, руководитель также выясняет у поступающего актерские качества, как то умение красиво двигаться, танцевать и т.д. – с целью определения потенциальной возможности сценической, пластической выразительности. 

           Игре в ансамбле предшествует большая, кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем.                              

Занятия по инструментам являются важнейшей основой совершенствования и творческого роста учащихся не только на начальном этапе становления коллектива, но и в последующее время, когда будут достигнуты определенные художественные результаты. Недооценка данной формы учебно-воспитательной работы на всех стадиях развития коллектива нередко отрицательно сказывается на его художественно-профессиональном уровне. 

Правильная организация индивидуальных занятий является важным педагогическим условием, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса в ансамбле. Иногда целесообразно закреплять более подготовленных учеников к новичку. Они могут оказать помощь в овладении элементарных навыков игры на выбранном инструменте.  На начальном этапе на индивидуальных занятиях происходит знакомство с инструментом, на котором предстоит обучаться. Руководитель должен объяснить роль этого инструмента в ансамбле, показать устройство, правила обращения. 

На начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не владеют нотной грамотой можно использовать цифровую систему обучения. Это поможет ребятам в короткие сроки овладеть приемами гармонизации, понять основные законы гармонии, понять логику построения музыкального произведения и получить первые навыки импровизации.  

Чтобы понять суть цифровой системы обучения, целесообразно показать ее практическое применение на примере освоения такого сложного инструмента, как фортепиано (или синтезатор, что чаще встречается в школьном ансамбле). 

На первом уроке ребенку дается понятие гармонии в виде сказки. Сначала педагог выясняет, что такое «красота» в музыкальном понятии сыграв ребенку два примера звукоизвлечения. В первом он нажимает одновременно все клавиши подряд, создавая эффект диссонанса и спрашивает ученика, красиво ли это звучит, получив отрицательный ответ, педагог играет любое трезвучие, и опять задает ребенку вопрос об его ощущениях. Естественно детям всегда нравится звучание аккорда в противовес негативному отношению к какофонии звуков. И тогда задается вопрос, почему «это — красиво?» (исполняется аккорд), а «это — нет?» (нажатые подряд клавиши). Так как ученик не может четко ответить на этот вопрос, ему предлагается послушать сказку о семи братьях (ребята и даже подростки с удовольствием включаются в этот рассказ), сопровождаемую показом на клавиатуре.  

«В одном музыкальном государстве, под названием Гармония жили-были семь братьев: Первый, Второй и т.д. (играется гамма до-мажор), и решил каждый из них построить дом. Стал работать Первый (звучит нота до), и тут же ему на помощь прибежали все его братья (нажимаются все клавиши подряд одновременно). Получился у него красивый дом? (Обычно ребенок отвечает отрицательно)». — И так продолжается показ на следующих нотах, не называя их, а лишь применяя цифры 1…7. – «Задумались братья, что же делать? И тогда главный из них – Первый, предложил издать закон, который гласил бы, что – «Если один строит дом, то на помощь ему приходят только те братья, которые расположены через одного» (т.е. через одну ступень)». — Педагог предлагает послушать, получится ли красивый дом у Первого братца. Играются I-III-V ступени одновременно (до-мажорное трезвучие). Получив утвердительный ответ учащегося, «строятся дома» на всех ступенях до-мажорной гаммы, обращая внимание на необычное звучание VII ступени (уменьшенный аккорд), попутно объясняя, что это — «Иванушка-дурачок» который впоследствии превратится в прекрасного принца. Таким образом выводится Первый закон Гармонии: «Все, что построено через одну ступень, является гармонией, т.е. «красотой»». Далее ученику самому предлагается построить гармонию на разных ступенях. После этого, уже на первом занятии можно дать задание исполнить простейшую гармонию в размере 4/4. Для начинающего достаточно сказать, что он просто должен 4 раза повторить данный аккорд. Так выглядит запись гармонии для начинающих обучаться игре нм клавишных инструментах. 

                    

         

                               Вниз по реке. 

 

  4/4      I      |    II    |    V    |    I    |    I    |   II    |    V    |    I    ||  

 

                                Меккинож. 

 

  4/4        I     |    II    |    V    |    I    |    VI    |    II    |    V    |    I    || 

 

Данная система записи на начальном этапе не привязывает учащегося к знанию нот, поэтому  владение инструментом развивается гораздо быстрее, ведь на каждом уроке можно Первой ступенью назначить любую ноту, и уже от нее «высчитывать» следующие (предпосылки к понятию транспозиции). Постепенно, по мере изучения нотной записи на уроках по музыкальной грамоте, эта запись заменяется на обычное, привычное для эстрадных ансамблей буквенное обозначение. 

   Обязательным условием роста ансамбля является обучение участников элементарным основам музыкальной грамоты. Она  отличается от сольфеджио в музыкальных школах хотя бы тем, что необходимость изучения той или иной темы тесно взаимосвязана с практической деятельностью ансамбля. Искусственный отрыв музыкально-теоретической подготовки от творческой практики грозит превратить занятия в сухое зазубривание известных теоретических положений. Поэтому очень важно, чтобы теория все время подтверждалась практикой, например при сольфеджировании целесообразно брать в виде номеров те мелодии, которые в данный момент исполняются в ансамбле. Для изучения музыкальной грамоты необходимо выделить занятие раз в неделю. 

Для младших школьников целесообразно проводить уроки в более игровой форме, все время меняя деятельность. На уроках необходимо иметь дидактический наглядный материал, это карточки с нотным станом и «подвижными» нотами (в виде пуговиц). Для развития звуковысотного слуха можно использовать звуковую «лесенку» или болгарскую столбицу. Используя их можно предлагать ребятам различные игры, например «Угадайку», в которой они про себя должны воспроизвести мелодию, следя за указкой педагога, и постараться узнать знакомую мелодию. 

Все виды работ необходимо строить на действии: пой песню и вышагивай ритм мелодии; прохлопай метрические доли; сочини песню; покажи мелодию песни по «лесенке»; выложи подвижными пуговицами прослушанную музыкальную фразу; дирижируй оркестром; отмечай окончание фраз стуком или хлопком; придумай ритмический рисунок, слова по ритму; играй сопровождение к песне и т.д. Для формирования ладового слуха лучше всего использовать систему относительной сольмизации. В ее основе лежит последовательное освоение лада через характерные ладовые интонации, пение мелодий с условным названием ступенея, которым соответствуют ручные обозначения, но в отличие от принятой системы сольмизации с названием ступеней ЗО, ЛЕ, ВИ и т.д., целесообразно заменить их  на более понятные детям цифры, которыми и пропеваются  все примеры. Однако эта система хороша лишь на начальном, донотном этапе развития учащихся, поэтому необходимо раннее смыкание относительной сольмизации с абсолютной, что очень важно при параллельном обучении игре на  инструменте. 

Широко надо использовать и транспонирование. Начальный этап проводится как игра с помощью передвижения пуговиц-нот на нотном стане: «Передвинь первую ноту песенки на другую линейку, найди место для другой ноты. Спой мелодию, называя ноты». В дальнейшем транспонирование сопровождает работу с диктантами. 

В начале проводятся ритмические диктанты, которые записываются над нотным станом в виде «палочек» и «воротец» с головками. Другой стороной ритмического диктанта является узнавание знакомой песни по ритмическому рисунку. 

Неотъемлемой частью каждого урока является импровизация. Это придумывание слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший, которое становится постоянным заданием. 

Для ритмических диктантов дети читают строки из любимых стихов. Сочинение и  импровизация позволяют следить за развитием ученика, выявляют степень его музыкальности, служат росту творческих возможностей ребенка. 

Наряду с изучением музыкальной грамоты целесообразно (особенно с ребятами средней и старшей школы) ввести беседы о музыкальных стилях и направлениях. 

Прослушивание, обсуждение какого-то вида современной музыки занимает значительную часть времени общения подростков, является частью их жизни. Поэтому представления об этой музыке являются для каждого личностно значимыми. Однако, каждая группа подростков вследствие своего уровня развития и юношеского максимализма, как правило, выбирает себе в кумиры музыку одного-двух направлений. Одни «балдеют» от декламации пошлых изречений на фоне однообразного компьютерного ритма; другие «отключаются» от физиологического воздействия металла; полупреступному миру третьих созвучна «воровская» тематика; а кто-то приходит в восторг от неожиданных импровизаций Чарли Паркера. Вполне очевидно, что эта часть жизни подростков оказывает существенное влияние на становление и развитие их внутреннего мира. Поэтому руководитель ансамбля, будучи не только педагогом, но и воспитателем должен знать эту часть жизни учеников. Кумирами ребят зачастую становятся те низкопробные образцы коммерческой музыки, которые лежат на поверхности. И если им «раскрыть глаза», познакомить с разными направлениями современной музыки и их истоками (ни в коем случае не принижая ту музыку, которую любят ученики), вызвать в душе школьников сопереживание высоким образцам современного искусства, то в душе кого-то обязательно найдется отклик, изменятся вкусы и пристрастия, появится новый взгляд на прежних кумиров, и эта часть жизни ребят может измениться, существенно влияя, в свою очередь, на их самоопределение и самовоспитание. 

На занятиях необходимо рассматривать только лучшие образцы джаза, рок- и поп- музыки, отделив от них нижний пласт (штампы, шаблоны, однообразно-компьютерное сопровождение, открывание рта под фонограмму в низкопробной коммерческой музыке). Учитывая данное ограничение, джаз, поп- и рок-музыку можно объединить термином «импровизационная музыка». Это название дается для того, чтобы выделить: а) то, что все эти виды происходят от импровизационного джаза – рок- и поп-музыка обязаны своим рождением «sweet», или коммерческому джазу; б) роль исполнителя, его интерпретации, импровизации. Действительно, во всех этих видах исполнитель имеет значительно большую свободу по сравнению с академической музыкой: он может не только изменять тембровую окраску, темп, акценты, но и ритмический рисунок, стиль произведения, состав инструментального сопровождения и их партий, варьировать основную мелодию вплоть до неузнаваемости – т.е. импровизировать; в) уровень и качество импровизаций как критерий художественной и музыкальной ценности этих видов.  

Основная форма коллективных занятий в учебной работе школьного ансамбля – исполнительство в ансамбле (общие репетиции). 

Процесс репетиционной работы слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главная из них – музыкально-эстетическое и творческое развитие начинающих музыкантов в процессе работы над произведением. Здесь особенно следует подчеркнуть воспитательный акцент, поскольку именно в любительском школьном ансамбле нередко встречаются негативные моменты, обусловленные педагогическими просчетами в методике проведения занятий. Нельзя слепо копировать приемы работы с оркестрами музыкальных школ, где внимание уделяется только исполнительскому мастерству. 

Работа над новым произведением начинается с ознакомления участников ансамбля с музыкальным материалом в исполнении руководителя или механической записи. Рассказывается об авторе, характере и содержании пьесы, обращается внимание на стиль, исполнительские трудности, разбирается гармония. 

При распределении партий в ансамбле необходимо учитывать интересы и способности детей. Действовать по принципу «от простого – к сложному», давая сначала легкие аранжировки, для того чтобы дети почувствовали игру в ансамбле, приучились слушать друг друга, а потом постепенно усложнять это же произведение, путем добавления различных «украшений» в каждую партию. 

Затем на индивидуальных занятиях начинается изучение каждым музыкантом своей партии. Как правило, это проводится в медленном темпе, чтобы можно было отметить сложные в исполнительском отношении места и детально проработать их, постепенно устраняя недостатки. Важно научить ребят самостоятельно работать над нотным текстом, для этого на уроках тщательно прорабатываются и намечаются задания для домашней подготовки, и систематически проверяются. Не лишним будет завести каждому ребенку тетрадь для записи домашней работы. Это позволит и ребенку, и педагогу проследить за качеством обучения и роста исполнительского мастерства. Необходимо привлекать детей самостоятельно «усложнять» свою партию, уметь импровизировать, придумывать вступление, окончание. 

Следующим этапом репетиционной работы является освоение произведения по группам. Здесь решаются задачи исполнительского ансамбля в партиях группах, решение вопросов ритма, динамики, согласованности, совершенствования необходимых исполнительских качеств и приемов выразительности и т.д. 

После того как задачи в группах будут выполнены, можно объединять их в единый исполнительский ансамбль. Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей,  стремиться не заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз. На общих репетициях ансамбля решаются следующие исполнительские задачи: окончательно устанавливается темп, динамические оттенки, фразировка, штрихи, звуковое равновесие групп, отшлифовывается чистота интонирования. Главное внимание сосредотачивается на художественных элементах произведения, придавая ему целостную форму. 

Школьный ансамбль может сопровождать различные виды творчества: пение, танец, театральная игра. И здесь не обойтись без навыков актерского мастерства. 

Для того, чтобы  выступление ансамбля было бы не просто «фонограммой на сцене», когда  на исполнителей не интересно смотреть, а также, для того, чтобы раскрепостить ребят целесообразно раз в неделю проводить уроки актерского мастерства. Сходство музыкального и театрального искусства заключается в том, что в этих видах художественного творчества необходим посредник между автором и зрителем – исполнитель (актер или музыкант). Поэтому, учитывая своеобразие эстрадной музыкально-творческой деятельности как синтеза различных видов искусства, появляется необходимость сценического перевоплощения исполнителя, освоения приемов актерского мастерства. Было бы  конечно хорошо, если бы эти занятия проводил профессионально подготовленный педагог.   

На занятиях по актерскому мастерству в театрализованных играх-представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературно-музыкальные произведения.                                                     

Ниже приведена примерная структура занятия: 

  • Ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом. 
  • Упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием инструментов) 
  • Упражнения на мимику и жесты (особенно важны для ансамбля, так как играя на инструменте дети только с помощью мимики могут передать настроение музыкального произведения) 
  • Этюды на развитие воображения, фантазии, творчества (желательно, чтобы дети делали этюды под музыку) 
  • Поэтапное разучивание представления (отдельные сценки, диалоги, движения и т.д.) 
  • По ходу занятия углубляются знания детей о различных видах театра . 

Задача педагога состоит в формировании восприятия ребят музыкального искусства через сознание его драматургии,  умению передавать в жестах, движениях, манерах эпоху  создания музыки, её стиль, упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом. Для того, чтобы участники умели свободно общаться с залом и зрителями, необходимо на занятиях развивать артикуляционный аппарат чтением скороговорок, чистоговорок, стихотворных текстов, развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в чётком, правильном произношении звуков во фразовой речи,  вырабатывать умение пользоваться разным темпом, работать над интонационной выразительностью речи. Необходимо научить ребят двигаться на сцене, уметь использовать все ее пространство. 

Получив навыки актерского мастерства можно переходить следующему этапу – созданию небольших музыкально-театрализованных представлений: это могут быть инсценировки песен, музыкальные сказки. Очень интересны в это плане  литературно-музыкальные композиции, где вместо объявления номера звучит небольшое стихотворение, созвучное музыкальному произведению, и настраивающее зал на определенное восприятие. И как итог – мюзиклы, где сами музыканты являются и исполнителями на инструментах и актерами. 

Концертное выступление – конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении музыкальных произведений перед публикой. Концертное выступление школьного эстрадного ансамбля связано со всем учебно-воспитательным процессом и является своеобразным экзаменом на художественную зрелость коллектива. 

Концертная деятельность – это один из важнейших аспектов работы  с ансамблем, имеющий огромное значение для творческого роста его участников и всего музыкального коллектива в целом. Она также является важным средством пропаганды самодеятельного музыкального искусства. 

Руководителю школьного ансамбля необходимо всегда помнить о том, что для учащихся концертные выступления всегда являются большим стимулом в их творческой деятельности. Имея дома аудио- и видео музыкальную продукцию, все участники ансамбля тем не менее надеются сами хорошо выступить на концерте или музыкальном фестивале. 

Таким образом, творческая деятельность школьного эстрадного ансамбля не может быть ограничена одним репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется. 

При составлении программы концерта необходимо учитывать следующие моменты: 

  1. Вид концерта. Например:  программа тематического концерта «Музыка тридцатых годов» должна включать в себя музыкальные произведения ретро-стиля. 
  1. Художественная значимость исполняемых произведений и творческие возможности коллектива. Например: выступление ансамбля можно построить по принципу «от простого к сложному», с учетом разной степени подготовки участников, либо по возрастному принципу (младший, средний, старший состав).  
  1. Качество оркестровок и аранжировок.  Руководителю рекомендуется подбирать репертуар прежде всего из произведений, написанных профессиональными композиторами и аранжировщиками, или же сделать свою обработку с учетом уровня и состава исполнителей. 
  1. Воспитательное и эмоциональное воздействие на слушателей.  Если в программе концерта есть популярные песни или известные инструментальные произведения, которые публика знает, то выступление ансамбля, как правило, встречается с большим эмоциональным подъемом.  

Один из самых ответственных и сложных моментов в организации театрализованного концерта – составление программы. Нередко руководители ограничиваются лишь установлением порядка имеющихся номеров, вместо того чтобы выстроить концерт, придать ему динамичную, законченную форму. 

Работа над созданием концертной программы начинается с формирования замысла, заключающегося в определении темы концерта, представления и ее художественно-образного решения. Следующий этап – изучение музыкального и литературного материала, отбор и анализ номеров, на основе которых формируется идея и художественный образ концерта, определяются пути их воплощения, принцип решения. Третий этап – разработка драматургии концертной программы (сценарный план). 

Один из важных принципов составления эстрадной программы – от серьезного к развлекательному, ставя в конец самые популярные номера. Концерт должен идти по нарастающей так, чтобы восприятие зрителей поддерживалось усиливающейся «ударностью» номеров. Самое же завершение концерта обязательно требует наиболее эффектной и впечатляющей точки. 

В настоящее время  возрождение самодеятельного творчества, которое наблюдается во всех направлениях искусства: это и театральные кружки, бальные и эстрадные танцы, музыкальные ансамбли, цирковые студии и т.д., — дают надежду, что возрождение России, как центра культуры, — это не заоблачные мечты, а существующая реальность. И я верю, что благодаря правильной организации культурно-досуговой деятельности подрастающее поколение сможет поднять Россию до высот одного из самых высокоразвитых  государств. 

  1. БИБЛИОГРАФИЯ. 

Литература для педагога 

  1. Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г  
  2. Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей» М., 1993 г.  
  3. Бранд В. «Основы техники гитариста  эстрадного ансамбля» ( методическое пособие), М. 1979г 
  4. Грасеев Э. Эстрадный оркестр: Учебное пособие. – М., 1998. 
  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Издательский центр «Академия», 2000г. 
  6. Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. – М.,1986. 
  7. Копен В. «Рождение джаза» М., 1994г. 
  8. Кузнецов В. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. – М.: Музыка, 2000. 
  9. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 1982 г. 
  10. Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г. 
  11. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле», К., 1980 г 
  12. Овчарова Р. «Технологии образования практического психолога», М.,2000г. 
  13. Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 1997 г. 
  14. Журналы « Музыка в школе», «Дополнительное образование», «Искусство» 
  15. Журналы «Школьные технологии» № 1,5, 2000г. 

 

Для учащихся: 

  1. Сборники: Многосерийные издания для ВИА. 
  2. Сборники российских рок- групп«Кино», «Любэ», «Машина времени»,«Ария»,«Алиса»и др.. 
  3. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г. 
  4. Сборники  аккордов и аккордовых позиций, М., 1999 г. 
  5. Эстрадная музыка радио, — кино, — театра. 
  6. Энциклопедия «Музыка», С-П., 1999г. 
  7. Журналы «Искусство», «Музыка в школе» 
  8. Альманах «Звезды рока», М, 2002 г. 

Трекбэк с Вашего сайта.

Оставить комментарий